В Новосибирске стремительно растет количество крупных торгово-развлекательных центров. В планах у девелоперов в ближайшее время запустить в эксплуатацию 240 тыс. кв. м площадей. С чем связан бурный рост моллов, разбирался корреспондент SmartNews.
Новосибирск стремительно обрастает торгово-развлекательными центрами. В ближайшие годы в городе появятся несколько крупных моллов, а популярные гиганты «МЕГА» и «Аура» серьезно расширят свои площади. ТРЦ в Новосибирске строит не только местный бизнес, но и федеральные девелоперы.
В третьем по численности городе России рынок торговой недвижимости начал развиваться лишь восемь лет назад (в соседнем Красноярске, например, годом появления рынка торговой недвижимости считают 2001-й). До этого весь новосибирский шопинг сосредоточивался на барахолке. Поэтому открытие каждого крупного торгового центра — для новосибирцев большое событие.
В конце нулевых в Новосибирске произошел настоящий бум в строительстве новых моллов. В 2008 году компания ADG Group предрекала городу выход на европейский уровень обеспеченности торгово-развлекательными центрами к 2012 году. Если бы все запланированные на тот момент ТЦ были построены, на тысячу жителей в Новосибирске приходилось бы 500 кв. м площадей. Но случился кризис, и сейчас говорить о насыщенности города моллами не приходится. По исследованиям Knight Frank, крупной консалтинговой компании в сфере недвижимости, на тысячу жителей в Новосибирске приходится около 250 кв. м торговых площадей. А это даже не дотягивает до общероссийского уровня: по оценкам того же Knight Frank, в крупных городах вроде Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода этот показатель на 100 и более квадратных метров выше.
До кризиса в Новосибирске было заявлено значительное число проектов, основная часть которых так и не была реализована. Между тем в Новосибирске остается значительный потенциал для развития новых интересных объектов. Сравнение с другими городами Сибири показывает, что рынок Новосибирска интересен девелоперам крупных центров — на различных стадиях реализации находятся 4 объекта (площадь каждого более 60 тыс. кв. м).
Всего в городе, по информации мэрии Новосибирска, 108 торговых и торгово-развлекательных центров. Крупнейшие ТРЦ — «МЕГА», «Аура» и «Сан Сити» быстро стали популярны и приучили горожан к новой потребительской культуре. И, казалось бы, Новосибирску уже хватит торговых центров на ближайшее время. Однако весной этого года в СМИ активно заговорили о строительстве новых моллов в Новосибирске и расширении площадей «Ауры» и «МЕГИ». Так, в планах у ТРЦ «Аура» в Новосибирске построить вторую очередь на 40 тыс. кв. м, а общая площадь ТРЦ к лету 2014 года должна увеличиться на 25%.
Мы видим высокий спрос на аренду площадей и рассматриваем возможность увеличения площади МЕГИ. Однако данный вопрос находится на стадии разработки и согласования внутри компании. Пока никаких решений принято не было. В связи с этим говорить о конкретных проектах и сроках еще очень рано.
Однако анонимный источник в МЕГЕ сообщил, что молл увеличит свою площадь примерно на 20 тыс. кв. м. Кроме того, в следующем году в городе откроют «Галерею Новосибирск» площадью 125 тыс. кв. м, в конце 2015 РосЕвроДевелопмент обещает построить ТРЦ «Планета», а летом этого года после реконструкции должен открыться ТЦ «Малинка». Таким образом, можно говорить о наметившемся торгово-развлекательном буме. При этом интересно, что строит ТРЦ в Новосибирске не только местный бизнес, но и федеральные девелоперы.
В основном, в Новосибирске активны местные девелоперские компании, но крупные федеральные девелоперы также заинтересованы в развитии своих проектов на территории города. Например, весной текущего года был разморожен крупный проект ТРЦ «Планета» (компания «РосЕвроДевелопмент»). Причин подобного интереса несколько: крупнейший город России (третье место по численности населения), достаточно высокий уровень показателя среднемесячной заработной платы и, на текущий период, незначительная конкуренция (обеспеченность качественными торговыми площадями не превышает 226 кв. м/1000 жителей).
Правда, жители Новосибирска радости от перспективы обзавестись новыми моллами не испытывают.
ну да- ну да.. в городе острая же нехватка ТЦ.. даешь к 2017 году каждой отдельной семье по своему ТЦ..все остальное уже есть…
Ранее уже писалось, что Новосибирск обогнал Париж по количеству ТЦ, ТРЦ и тп. Теперь, наверное, идём на всеобщий мировой рекорд:))) Ну зачем Новосибирску столько ТЦ, уже весь город можно переименовать в ТЦ и радоваться жизни…
Однако в муниципалитете уверены, что большое количество ТРЦ пойдет народу на пользу, рассчитывать же их необходимое количество — дело не чиновников, а бизнесменов.
В законе сказано, что муниципалитет должен обеспечить комфортные условия для проживания людей. Строительство магазинов сюда входит. Это мы и стараемся делать – если к нам обращаются с желанием строить торговый центр, мы согласовываем и выделяем участок. А коммерческую значимость объекта, нужное количество торговых центров высчитывают уже сами бизнесмены. Поэтому, например, запретить строить именно торговый центр мы не можем.
Справка SmartNews
В соответствии с Федеральным законом хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют вид, форму, способ, специализацию торговли, а также тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности. Контроль за исполнением действующего законодательства возложен на управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области; Управление внутренних дел России по городу Новосибирску; органы прокуратуры.
Видео
Видео: Алена Андреевана YouTube
Новосибирцы в ТРЦ Аура
Если ТЦ появятся в тех районах, которые считаются «отдаленными» и не имеют соответствующей инфраструктуры (Первомайский район, Пашино), то, возможно, новые торговые центры будут рентабельны. Сейчас ТЦ не являются редкостью для потребителя, какими они представлялись, когда только пришли на рынок, и формула шопинг + энтертеймент тоже не нова. Изменилась и социально-экономическая ситуация в стране, кроме того, покупатель становится избирательнее. Менять в корне стратегию, чтобы удивить — слишком утопично, но почему бы не попробовать? Кто не рискует грамотно – тот вряд ли сумеет переломить ситуацию на рынке
Если новые ТРЦ не будут отличаться от существующих, люди будут ходить в те, которые ближе по расположению. А чтобы ходили в новые, они должны выделяться новыми брендами, интересными магазинами, новыми технологиями развлечений (кино опять же, фудкорты).
5 комментариев к материалу.