Всевидящее око. В Новосибирске испытают навигаторы нового поколения

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Tobias Hase

Новосибирская область станет пилотным регионом по использованию космических навигационных технологий для обеспечения безопасности на дорогах. Кроме того, здесь планируется создать карты нового поколения с помощью сети высокоточных наземных станций.

Новосибирская область станет пилотной зоной, в которой будут проектировать и испытывать систему спутниковой навигации нового поколения. Благодаря ей увеличится точность обнаружения автомобилей из космоса, что поможет быстро ликвидировать последствия аварий и выезжать на места ДТП.

В нашем регионе реализуется целевая программа «Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Новосибирской области в 2012–2014 годах». Цель программы — создание базовых условий, обеспечивающих доступ к пространственным данным и результатам космической деятельности, их эффективного использования на базе геоинформационных и навигационных технологий. Мы выполнили целый комплекс работ по развитию навигационной инфраструктуры Новосибирской области, обновлено программное обеспечение вычислительного центра для повышения надежности и качества предоставляемых навигационных сервисов.

Также на территории области будут проводить комплексные испытания навигаторов нового типа для постоянного мониторинга транспорта. Они позволят определять местоположение автомобилей более точно, что должно положительно отразиться на безопасности дорожного движения в регионе. В частности, определение места, где находится автомобиль, очень важно при оказании экстренной помощи в случае аварии.

Сейчас Министерство транспорта РФ обязывает собственников всех транспортных средств, перевозящих пассажиров, а также опасные и тяжелые грузы, оснащать автомобили системами спутниковой навигации. Однако обычные приемники ГЛОНАСС/GPS могут давать ошибки своего местоопределения от 10 до 50 метров. Эти погрешности — результат влияния на спутниковый сигнал различных процессов, происходящих в атмосфере.

Справиться с этим как раз и помогут наземные станции точного позиционирования. Они дают поправки к спутниковому сигналу и позволяют добиваться более высокой точности.

Справка SmartNews

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко и представители ведущих российских компаний в сфере спутниковой навигации — ЗАО «КБ НАВИС», ООО «ДубльГИС», ООО «Навгеоком», ЗАО «Астерос» и ЗАО «Навигационные системы» — подписали соглашение о том, что Новосибирская область станет пилотным регионом «для проектирования систем спутникового мониторинга на основе высокоточного позиционирования, развития систем обеспечения безопасности дорожного движения и населения в местах массового скопления людей и в транспорте». В правительстве региона указали, что соглашение также предполагает создание «профессиональных картографических материалов с использованием сети станций высокоточного позиционирования Leica». В перечне основных направлений сотрудничества, помимо прочего, указывается «расширение сферы применения сети станций высокоточного позиционирования ГЛОНАСС/GPS».

За последние 3 года в Новосибирской области построена и запущена в эксплуатацию крупнейшая в России региональная сеть таких станций. Сегодня 31 наземная станция точного позиционирования обеспечивает геодезические измерения практически на всей экономически освоенной территории области. Однако специализированные геодезические спутниковые приборы — роверы, которые позволяют получать данные с наземных станций, довольно дороги: один ровер стоит более тысячи долларов. Это ограничивает их массовое применение для мониторинга транспорта.

Но и эту проблему удалось решить. Российские инженеры разработали опытный образец навигационного процессора, который, во-первых, стоит существенно дешевле, а во-вторых, позволяет работать с обеими системами точного позиционирования: ГЛОНАСС и GPS. Теперь на территории Новосибирской области проведут его комплексные испытания. После этого навигатор нового поколения запустят в серийное производство.

Оснащение транспортных средств системами спутниковой навигации — это очень большой шаг в сторону безопасности на дорогах. Чем быстрее координаты автомобиля, попавшего в аварию, будут переданы оперативным службам, тем скорее придет помощь. На этом принципе основана работа системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Сейчас пилотные зоны «ЭРА ГЛОНАСС» создаются еще в нескольких российских регионах. Среди них Самарская, Рязанская, Свердловская, Ульяновская области и Татарстан. Институт дистанционного обучения уже готов выпустить специалистов для работы с современными навигационными системами. Для устойчивой работы «ЭРА ГЛОНАСС» в данных регионах также активно будут подыскивать надежных операторов сотовой связи.

Новосибирская область вошла в число регионов, которые получат субсидии из федерального бюджета на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «Север–Юг» и «Восток–Запад». Из средств федерального бюджета на эти цели в 2013 году выделено 54,7 млн рублей, в 2014 году — 65,3 млн рублей. Обязательное условие участия субъекта федерации в этом проекте — создание государственно-частного партнерства при осуществлении операторско-навигационной деятельности. То есть от коммерческих структур, которые войдут в это партнерство, потребуется внесение сумм не меньших, чем федеральные субсидии.

Справка SmartNews

Аналогичный проект реализуется в странах Еврозоны под названием eCall. Система спутниковой навигации в случае аварии будет сообщать координаты автомобиля, попавшего в ДТП, оперативным службам. В eCall применяется GPS, в перспективе также предполагается использование европейской системы глобального позиционирования Galileo, которая пока только создается.

Я раньше работал водителем большегруза, и мне бы эта вся система точно не понравилась. Зачем мне нужно, чтобы меня все время контролировали? Что я теперь, не могу остановиться чаю попить? Или свернуть по дороге и на дачу холодильник забросить? Кому какая разница, чем я занят, если я успеваю все в сроки привезти и бензин трачу по норме? Зачем контролировать каждый мой шаг? Вот, говорят, что теперь если у меня машина сломается, то меня сразу найдут и приедут. Может, лучше деньги на хорошие дороги потратить, чтоб машины не ломались?

Сейчас системой ГЛОНАСС оборудованы грузовики в некоторых регионах. Это делается для того, чтобы обеспечивать безопасность перевозок и контролировать перетоки транстпорта. Если внедрят новосибирское изобретение, работа на таких маршрутах значительно упростится. 

Видео

Видео: samaragistv на YouTube

Система мониторинга транспорта при помощи ГЛОНАСС.

Прислал
Кирилл Каганцев

Сколько бы разочарований не было у наших инженеров на пути разработки таких систем – этим стоит заниматься. Это стратегический интерес.

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работали

Елена Горбачева, Елена Хотулева, Кирилл Каганцев

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Игнат Южаков 5 августа 2013, 18:28

Ой, надоело слышать про эти странные и неэффективные разработки. Были бы эти проекты такими успешными и коммерчески значимыми, ими уже пользовался бы весь земной шар. Неужели в нашей стране не могут переплюнуть тот же гугл?...

Отмечено
редакцией

Кирилл Каганцев 5 августа 2013, 18:52, Изменено: 5 августа 2013, 19:46

Сколько бы разочарований не было у наших инженеров на пути разработки таких систем – этим стоит заниматься. Это стратегический интерес.

Александр Истратов 5 августа 2013, 19:23

Рано или поздно должен появиться в нашей стране такой себе свой Кулибин, который переплюнет западных инженеров и разработчиков. Только бы он не уехал на Запад от бесперспективности.

Анатолий Кульбацкий 6 августа 2013, 01:21

Каким образом навигатор может повлиять на безопасность дорожного движения, непонятно.Другое дело, определить точность нахождения, того или иного транспортного средства на местности, уточнить картографию и маршруты.А безопасность ,зависит от выполнения правил движения его участниками, и состояния дорожного покрытия, сомнительно и то, что сотрудники ГИБДД станут быстрее выезжать на места аварий,это зависит от их поворотливости

Добавить комментарий

Новое на сайте