Фантастический фильм ужасов «Споры», снятый омским режиссером, получил бешеную популярность в США и Японии. Скоро ужастик увидят в Великобритании и Германии. А начиналось всё с одного ролика на YouTube.
Действие фильма «Споры» разворачивается на заброшенном заводе. Группа друзей сталкивается с инопланетными существами. Монстры рождаются из спор, которые занес на Землю упавший метеорит. Задача молодых людей — бороться и выжить.
Главные роли в ужастике исполнили актеры Омского академического театра драмы, ТЮЗа и театра «Галерка». На создание «Спор» у режиссера Максима Дьячука ушло четыре года. Любопытно, что весь материал для фильма был отснят всего за 15 дней. Больших временных затрат потребовали именно визуальные эффекты, озвучка и монтаж.
Видео
Видео пользователя orbita3d
Несмотря на усилия создателей, «Споры» не заинтересовали российских кинопрокатчиков, дистрибьюторов и организаторов кинофестивалей. Картине грозила участь пылиться на полке, но удача оказалась на стороне режиссера.
Оказалось, что наш фильм в России никому не интересен: ни для широкого проката, ни для издания на DVD, ни для участия в каких-то кинофестивалях. То, что «Споры» получат популярность за границей, никто не ожидал. Мы выложили трейлер на YouTube, и вскоре мне позвонила журналистка из США, взяла небольшое интервью. Потом позвонили агенты из Канады.
Сегодня фильм омского режиссера транслируется на крупных кабельных каналах США и издан на DVD в Японии. Скоро картину выпустят в Германии и Великобритании. «Споры» также стали участниками американского кинофестиваля B-Movie Celebration.
Тем временем в российском прокате фильмы ужасов, мягко говоря, не жалуют. Как рассказала оргсекретарь Гильдии киноведов и кинокритиков РФ Татьяна Москвина, добиться успеха в России с ужастиком намного труднее, чем с фильмом любого другого жанра.
— Триллер и ужасы — это пока еще не наш жанр. Он искусственный. У русского фильма в России куда больше шансов получить популярность, если в нем присутствуют элементы гуманизма, религиозности. Триллеры и ужастики больше популярны на Западе.
Зарубежный вариант «Спор» заметно отличается от российской версии фильма. Сцены, которые могут быть непонятны иностранцам, были из него удалены.
У нас попросили вырезать лирические сцены. Например, ту, где главные герои сидят у костра и пекут картошку. В ней отражена загадочная русская душа, но нам сказали, что она не несет в себе смысла и слишком затянута. С переводом фильма особая история. Американцы при дубляже поменяли имена и фамилии героев. К примеру, у нас был Толик, а стал Тони.
Тем не менее, по словам режиссера, даже в американском варианте фильм не превратился в клон низкобюджетных американских ужастиков.
Фильм самобытен, потому что все равно сделан в России. Как бы мы ни равнялись на американские фильмы, все равно это российские актеры, русская среда.
Деньги на съемки режиссер зарабатывает сам — в рекламной видеостудии, создавая ролики для омских компаний и магазинов.
Бюджет «Спор» — всего 200 тыс. рублей, но, по словам режиссера, спецэффекты в фильме на порядок лучше, чем у низкобюджетных американских лент, на съемки которых потрачено не менее 500 тыс. долларов.
Сложно вкладывать кровные деньги в творчество, но это принесло уже свои плоды. Наверное, не каждый город в России может похвастаться тем, что его фильм в Америке и других странах. Это большой рывок. И это только первый фильм. Сейчас в планах у нас еще несколько картин.
В ноябре Максим Дьячук завершил съемки своего второго фильма. Работа получила название «Безмолвие космоса». Картина снята в жанре космической фантастики и приключений. Режиссер признается, что фильм изначально создавался для западного зрителя. Это более сложный и более серьезный проект, чем «Споры». Материал уже отснят, но доработка займет еще больше года.
Чтобы сняться в моем фильме, не обязательно быть профессиональным актером. Главное чтобы человек подходил по типажу, был органичен в кадре и сюжете. С профессиональными актерами порой тяжелей, чем с любителями, так как нередко их приходится переучивать.
В ближайших планах режиссера — съемка фильма «Снежная королева» в жанре кибер-панк. Как отмечает Дьячук, он, конечно, мог бы снять драму, но за границей такой фильм смотреть не будут в силу разных менталитетов.
Видео
Видео пользо вателя orbita3d
По признанию режиссера, после выхода «Спор» он окончательно разочаровался в отечественном кинематографе и всерьез строит планы по переносу своей студии за границу.
Российский кинематограф находится в плачевном положении. Здесь процветает коррупция, поэтому фильмы снимаются не столько для зрителя, сколько для того, чтобы заработать деньги. В Америке деньги получают за счет кассовых сборов фильма и продаж на DVD, в России деньги зарабатываются на досъемочном этапе. Главное — отчитаться, что фильм сделан, получить деньги, а его успех никого не волнует.
Впрочем, кинокритики не исключают, что у фильма омского режиссера еще есть шансы покорить российский кинорынок.
— Историй, когда русский фильм не приживался в России, но завоевывал популярность за рубежом, не так уж и мало. Вспомним хотя бы фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». В России эту работу признали лишь после того, как она наделала шума на Западе. Такая же судьба может быть и у фильма омского режиссера.
В России посмотреть ужастик пока смогут только омичи: 2 мая он выйдет в прокат в трех городских кинотеатрах.
Ура! Омские киношники вырвались в люди. Это повод для гордости.
Я с большим уважением отношусь к режиссерам, которые снимают кино ради кино, а не ради успеха и финансовой выгоды. К сожалению, Максим Дьячук к таким не относится. Продался на запад.
Не удивительно, что в России никого не заинтересовал этот фильм, как прокатный. А в Японии наоборот, там вообще специфическое отношение к кино и ужасам в частности.
Ага! Супер популярность был у фильма «Зеркало» Тарковского. Буржуи чють ли не молились. Смотрел; ну такой нудняк и фигня!
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе