В Тарханах для пензенских школьников в честь Дня знаний досконально воспроизвели урок времен XIX века. SmartNews побывал на необычном занятии и увидел, как современные школьники изучают кириллицу и осваивают технику письма гусиными перьями.
В честь Дня знаний научные сотрудники музея Тарханы провели «Урок в старшей школе», чтобы рассказать детям и взрослым о школьных обычаях и порядках XIX столетия. Желающих научиться писать гусиными перьями и изучить кириллицу оказалось так много, что они едва уместились за длинным столом — копией того, за которым более века назад постигали науку крестьянские дети.
Справка SmartNews
Тарханы — государственный музей-заповедник, в этих местах провел детство русский классик Михаил Лермонтов. Здесь находятся восстановленная людская изба, барский дом, церковь Марии Египетской, а «Урок в старой школе» традиционно проходит в доме ключника.
Как рассказала SmartNews Юлия Иващенко, которая проводила урок, — это наглядная иллюстрация того, как тогдашние ученики грызли гранит науки век назад. Чтение, письмо, математика — современные школьники часто ленятся повторить русский алфавит, решить упражнение, не используя смартфон, аккуратно делать записи в линованной тетради. Здесь же современные школьники с большим рвением зубрят кириллицу, старательно выводят буквы гусиными перьями и переводят кириллические символы в числа.
Этот урок наглядно рассказывает о том, как учились люди в XIX веке. Здесь мы совмещаем чтение, письмо, математику. Все это на кириллице. Конечно, мы повторяем урок не для дворянских, а для крестьянских детей, где школы были при мастерских. Лермонтов же, как дворянин, изучал и рисование, и языки.
Дети зачастую оказываются сообразительнее взрослых, быстро усваивая материал, который в Пензе преподают только на первом курсе филологического факультета.
Каждый год в День знаний мы проводим такой урок. Сперва я боялась, что детям будет сложно писать и читать на кириллице, но ребята на редкость сообразительные.
Введением стал рассказ о том, что и как изучали мальчики в церковно-приходских школах (школы для девочек появились в Тарханах лишь в конце XIX века).
Обучение велось только в зимние месяцы. Ученики приветствовали своего учителя стоя, затем делали поклон образам, а после и самому учителю. Затем они изучали кириллицу, читая псалтирь и часослов.
Даже помещение, в котором проходил урок, в точности повторяло помещение для занятий тех лет.
Помещение было таким же: изба, стол, лавки у окна, чтобы было больше света. Чтобы детям было легче воспринять кириллицу, мы произносим алфавит сперва на русском языке, затем на кириллице. После того как азбука выучена, начинаем складывать буквы в слог, также на кириллице и на русском языке. Если кто-то выкрикивал очень громко, учитель его наказывал розгами или сажал на горох. В XIX веке говорили: розга здоровью не вредит, розга детям разуму вгоняет.
Сейчас сама идея телесного наказания детям кажется абсурдной и даже забавной: по словам смотрителя дома ключника и учителя, дети часто садятся во время уроков на горох, фотографируются на телефоны. Школьники не могут представить, что современный учитель проявит к ним такую агрессию на глазах остальных.
После урока чтения учитель переходит к технике письма гусиными перьями. Для этого они заранее разложены на столе вместе с чернильницами и влажными салфетками вместо промокашек. Гусиные перья очень пачкают руки.
Изготовление и заточка гусиного пера — это целая технология. Перо для письма вырывали только из левого крыла гуся. Именно по образцам гусиных перьев и стали делать металлические. Металлическими писать удобнее, но, насколько нам известно, Лермонтов писал именно гусиными перьями.
Справка SmartNews
Гусиным пером люди пользовались пользовались почти 12 веков до изобретения металлического пера. При наклонном срезе гусиного пера кончиком ножа обнаруживается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила. Кроме того, перо гуся — почти единственное из перьев распространенных птиц, которое удобно держать в руке. Гусиные перья поступали в продажу в пучках, обвязанных бечевкой, по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей.
Важным атрибутом урока стал песок. Чернила сохнут медленно, и школьникам приходилось посыпать написанное песком, чтобы этот процесс происходил быстрее.
Ребятишки ходили в школу с набором под названием перница. В перницу входили чернила, перья и пузырек с песком — песочница. Обычно песком посыпали написанное, чтобы быстрее сохло. Недаром говорили, «на грамоте песок еще не засох».
После занятия математикой, на котором каждый участник урока написал свою дату рождения на кириллице, учитель преподнес всем сюрприз в виде горшочка гречневой каши — традиционного подарка учителю в конце учебного года.
Мы отдохнули, позанимались, провели урок. По окончании каждого учебного года ученики одаривали своего учителя: приносили горшочек с кашей и всем классом ели эту кашу. Отсюда и пошло название «однокашники».
В этот раз посетителями урока оказались школьники из села Пушанино. И второклассникам, и девятиклассникам было одинаково интересно узнать, как изучали грамоту век назад.
Мы привели на урок и второклассников, и девятиклассников вместе. Это сплотит ребят. Сюда, в Тарханы, мы приезжаем несколько раз в году и бываем на всех мероприятиях. Такие уроки особенно актуальны в День знаний. Здесь, в Тарханах, особая аура. И хотя мы можем проводить такие уроки в школе, здесь совсем другая атмосфера. Детям очень нравится.
Дети признались, что писать перьями куда сложнее, чем современными ручками. Зато старинные обычаи — перья, горох и даже каша — это интересно, несмотря на сложности.
Нелегко писать перьями, но мне понравилось.
Мне запомнилась каша.
Жители Пензенской области рады, что в регионе остались подобные начинания.
Это плюс, что детям нравится не только сидеть за компьютером, на таких занятиях они и историю узнают.
Когда я ходила в первый класс, мы еще носили чернильницы-непроливайки. Однажды такой непроливайкой я испачкала белый фартук. Вот тебе и непроливайка! Фартук пришлось выкидывать.
Видео
Урок чистописания гусиными перьями.
Видео автора
2 комментария к материалу.