Грамотность, здравый смысл и смелость — все, что понадобится тайной орфографической полиции по замыслу активистов городских сообществ Пензы. Борцам за чистоту языка предлагают исправлять маркерами ошибки прямо на «месте преступления» — на баннерах, плакатах, рекламных постерах или крепить специальные наклейки рядом с неверно написанными словами.
В Пензе предложили создать орфографическую полицию. Все началось в Фейсбуке. Общественный деятель Игорь Зайдман поделился с пользователями информацией о том, как студенты Московского государственного университета меняют к лучшему культурный облик Москвы, Владимира и других мест, где им удалось побывать, борясь за грамотность языка. В ход идут маркеры, наклейки и официальные обращения к ответственным лицам.
Пензенские активисты быстро подхватили идею создания тайной орфографической полиции в Сурском крае. Решили, что каждый будет действовать по своим силам.
Просто нашел интересную и важную для меня тему и пытаюсь предложить ее другим. Сам буду заниматься по мере возникновения поводов.
В Пензе уже есть структура, призванная контролировать соблюдение норм русского языка в рекламе. Это региональное управление ФАС. Именно туда те, кто захочет присоединиться к орфографической полиции, могут обратиться с заявлением на ту или иную организацию.
Сколько местное правительство ни устраивало массовых кампаний за чистоту языка, ошибки в объявлениях, на рекламных баннерах, плакатах — везде, где только есть буквы — не исчезли. Орфографическая полиция должна действовать иначе и, если следовать примеру студентов МГУ, не всегда законными методами: исправлять маркерами ошибки прямо на «месте преступления», клеить специальные наклейки рядом с неправильно написаннными словами.
А зачем тайную? Зачем партизанщина? ФЗ «О рекламе» чётко указывает, что «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.» А закон о государственном языке — устанавливает необходимость соблюдения «правил русской орфографии и пунктуации». В сфере размещения рекламы контролем занимается ФАС и Прокуратура. Если её сотрудники не справляются с обеспечением соблюдения федеральных законов РФ — у контролирующих органов должны к ним возникнуть вопросы.
Людям свойственно ошибаться, но некоторые из них получают деньги за то, чтобы писать грамотно. И нам не нравится, что корректоры и редакторы пренебрегают своими прямыми обязанностями. Мы любим русский язык и хотим, чтобы он продолжал существовать.
По наблюдениям грамотных жителей региона, пензенские рекламщики и предприниматели действительно допускают слишком много орфографических ошибок, несмотря на то, что несколько лет назад правительство Пензенской области развернуло целую кампанию под девизом «Пенза — город чистого языка» (насчет правильности лексики девиза кампании у жителей города также возникли сомнения). SmartNews удалось выяснить, что местные школьники допускают до 10-15 ошибок в диктанте на 130 слов.
В рекламе большое количество ошибок, а я замечаю, что дети в основном учатся говорить и писать из рекламы на телевидении и других видах рекламы. То есть, они уже учатся неправильно. В слабых классах я вижу, что школьники допкускают до 10-15 ошибок за один диктант на 130 слов. Сама много раз наблюдала в городе ошибки в написании объявлений. С удовольствием бы присоединилась к движению.
Где-то здесь (в ФБ) проскальзывала фотка билборда с пензенской «РЕвьерой», вдвойне смешно.
Предложение поддержали фактами: например, увиденным билбордом компании «Ревьера» (правильно «ривьера» — ред.).
Сам Игорь Зайдман поделился с активистами фотографией ошибки в объявлении, которую допустила одна из частных клиник Пензы. «Одевайте бахилы», было написано в объявлении. Активист сообщил об ошибке администратору клиники.
А население все равно не заметит разницы: «О» или «НА».
В ходе обсуждения наболевшей проблемы выяснилось, что кто-то вне любого движения и полиции уже давно сам исправляет ручкой неправильно написанные слова.
Я всегда исправляю, где могу, просто ручкой. А что до «Вы», то это поголовная зараза какая-то — писать местоимение с заглавной буквы! А мне встречалась совершенно верное замечание, что на «Вы» любой из нас может за жизнь назвать максимум 3-4 человек. Тех, которых считает, например, свомими Учителями. Так что даже в офиц.бумагах личное обращение всё равно должно писаться с маленькой буквы. А если пишут с большой, то это подхалимаж.
В министерстве образования SmartNews рассказали, что сейчас головы чиновников забиты другими проблемами: в городе остро встала проблема употребления молодежью химических наркотиков. Тут задача научиться правильно говорить и писать отходит на второй план.
Тема грамотности поднимается практически в каждом городе Российской Федерации различными общественными формированиями. Я сам встречал такого рода ошибки, но иногда их допускают умышленно, как рекламный прием, чтобы заострить внимание на конкретном продукте. Сейчас в совещательных органах практически не поднимают эту тему. Наверное потому, что у власти на данный момент другие проблемы, которые носят катастрофический характер: употребление молодежью спайса, например.
Однако несмотря на то, что у госслужащих другие приоритеты, в министерстве выразили желание сотрудничать с активистами, помогать осуществлять «орфографический надзор», распространять информацию в образовательных учреждениях, провести работу со СМИ.
Мы как министерство образования готовы включиться в решение этого вопроса, объединившись с активистами. Мы готовы помочь, но пока это не стоит во главе угла в череде приоритетных направлений.
Интернет-пользователи отнеслись к идее создания орфографической полиции с энтузиазмом: оказалось, что жителям города давно надоели ошибки в объявлениях, на вывесках и рекламных плакатах.
Давно пора было начать бороться с повсеместной, повальной безграмотностью! Надо ещё и штрафы ввести за ошибки (не опечатки) в написании всякого рода информации, объявлений, рекламы и т. д. Например: «ЯЙЦО ОПТОМ» — это как?
Может, в «Суворовском» все-таки уберут из радиотрансляции неграмотное объявление «МЧС города ПензА предупреждает…» Аж уши сворачиваются в трубочку, и это продолжается уже три года.
Сначала загубили все образование, теперь борьба с орфографическими ошибками. За чистоту русского языка не бороться надо, а с колыбели прививать любовь к русскому языку и его традициям.
Подобный «орфографический дозор» уже действует в Москве. Группа энтузиастов-филологов объявила войну публичной безграмотности на улицах столицы.
Видео
Филологи-энтузиасты в Москве
Видео: wwwm24ru на YouTube
Нужно реформировать образование, или просто бороться за его качество. А не «полицию» вводить.
качество правописания у многих людей падает, это факт. И за этим качеством следует следить. Тем более когда речь идет о серьезных брендах, которые могут как вирусом заразить неграмотностью людей, которые прибегают к использованию их продукции.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе