«Мандариновый город» — так называли Заречный в дефицитное время. В закрытом поселении под Пензой всегда были продукты, доступное жилье и привилегии для жителей ЗАТО. Преступность здесь почти в два раза ниже, чем в областном центре, а уровень жизни выше. Корреспондент SmartNews побывал в городе за колючей проволокой и выяснил, почему губернатор региона считает необходимым открыть Заречный, а местные жители боятся этого больше всего.
«Вандалы разрушили снеговика», «В Заречном стартовал конкурс новогодних салатов», «В городе играли в хоккей в валенках» — подобные заголовки можно прочесть в СМИ Заречного — закрытого города в Пензенской области. Уровень преступности здесь почти в два раза ниже, чем в областном центре, уровень жизни выше (недавно Заречный стал самым автомобилизированным городом региона).
Справка SmartNews
Заречный, молодой город с 55-летней историей, окруженный лесом, имеет статус закрытого территориального образования и все привилегии, связанные с этим статусом. По всему периметру Заречный обнесен забором с колючей проволокой, за которым стоят солдаты, охраняя режимный объект. На въездах в город (таких въездов всего четыре) стоят контрольно-пропускные пункты, где военные проверяют пропуска въезжающих в Заречный и багажники автомобилей. Город появился как инфраструктура вокруг завода, разрабатывавшего и выпускавшего атомное оружие. Сейчас он насчитывает более 60 тыс. жителей, которые паникуют при одной мысли о том, что Заречный могут открыть. До областного центра (Пензы) — 20 минут езды.
Фото: photozar.ru
«Здесь у вас как в Швейцарии… Чувствую себя как в санатории», — признаются гости города своим друзьям и родственникам. Вокруг — лес, во дворах стоят сосны. При въезде в Заречный словно попадаешь совсем в другой мир. Жители региона шутят, будто Заречный — город «под куполом». Воздух здесь чище благодаря многочисленным деревьям. Жизнь как будто застыла. По городу неспешно гуляют мамы с колясками и пенсионеры.
В качестве гимна города здесь исполняется вальс. «Зареченцы привыкли, что все должно доставаться им просто так», — отметили недавно московские социологи в ходе статистических исследований. Претензии к качеству и цене здесь выше, чем в среднем по региону. За жизнь в таком городе муниципальные служащие еще и получают компенсирующую надбавку в 20% от оклада.
Однако губернатор Пензенской области Василий Бочкарев выдвинул предложение снести забор вокруг закрытого города, ликвидировав статус ЗАТО. Он объяснил это тем, что в город невозможно пустить потенциальных инвесторов, и поэтому будущее Заречного как закрытого города представляется сложным в экономическом плане.
Если мы не пойдем на ликвидацию забора, городу грозит сложное будущее в рыночной экономике. Когда-то в Заречном был открыт завод по переработке фруктов с оборудованием стоимостью около 5 млн евро, однако теперь мы просто не можем пустить в закрытый город инвесторов. Кроме того, возникает проблема при ввозе на производство фруктов и вывозе готовой продукции.
Согласно федеральному закону о ЗАТО, право упразднить такой статус имеет только президент Российской Федерации. Более того, внести подобное предложение может только правительство РФ.
Мэр города считает, что у города есть возможность развиваться и в закрытом режиме.
Если хотим стать филиалом села Чемодановка, тогда нас нужно открывать. Если хотим сохранить статус города, то мы должны повышать комфортность проживания. Для этого есть поддержка на федеральном уровне. К открытию сегодня не готовы люди, не готовы экономика муниципальных предприятий и система безопасности. Я обязан думать о каждом жителе, и я считаю, город должен оставаться закрытым. У нас есть возможность развиваться и в закрытом режиме.
Зареченцы убеждены, что между ними и жителями Пензы, равно как между зареченской и пензенской администрацией, идет борьба. Некоторые считают, дело в зависти городу с высоким уровнем жизни и бюджету из федеральной «копилки». Поэтому многие сочли высказывание Василия Бочкарева ангажированным.
На местных форумах и сайтах СМИ почти каждая новость о Заречном сопровождается оскорбительными комментариями жителей Пензы.
Некоторые зэки зону обожают… так и вы, в резервации закрытые, вы — рабы за решетками и колючками.
Завыло отребье зареченское, в советские времена выйопывались из-за лучшего снабжения, а сейчас припухли.
В городе считают, что открытие Заречного выгодно руководству Пензенской области из-за налоговых отчислений местных крупных предприятий. Это ООО «Полет», которое производит электронную аппаратуру, ООО «Лером», крупный производитель мебели, научно-производственное предприятие «Сенсор», разрабатывающее и выпускающее оборудование для нефтегазовой отрасли, и другие крупные производства, выплачивающие сотрудникам только «белую» заработную плату.
Многие специалисты в регионе уверены, что город мог бы окупать себя сам, если бы налоговые отчисления не переводились в Москву. Поэтому создалось мнение, что губернатору выгодно открытие города и преобразование его в спальный район Пензы, чтобы получать налоги этих предприятий.
Фото: photozar.ru
Бочкарев просто хочет себе город получить, вот и все. Все налоги наши, хочет расширить свою территорию.
Снятие статуса закрытого города проделает огромную дыру в бюджете, считают сотрудники муниципальных учреждений. Возможно даже, что школы и учреждения культуры потеряют финансирование.
Как обывателю, мне надоело КПП, колючка: я не могу привезти родственников и друзей. В XXI веке закрытая зона за которой живут люди, — это как вообще? Не понимаю, какие важные оборонные задачи здесь сейчас решаются, но можно решить их на территории завода. Но снятие статуса ЗАТО несет за собой огромную пропасть в бюджете, которую нам нечем будет компенсировать. Школы и учреждения культуры могут потерять финансирование.
Как только откроют город, по общему представлению жителей Заречного, перед проходной выстроится очередь из бандитов, наркоманов, мошенников и предпринимателей. Машину будет страшно оставлять во дворе, а детей — отпускать гулять одних. Город захлестнет волна преступности.
Не хочу, чтобы город открыли, хочу, чтобы оставалось так же спокойно и чисто, а то понаедут с Пензы, кому не лень, таборы выстроятся. Лучше бы, чтоб был закрытым. Но сейчас у нас на заводе нет никакой секретности, давно сняли.
Жители Заречного привыкли к особому отношению. Там проводились исследования менталитета жителей закрытых городов.
Закрытые города создавались как поселения элитарного характера. Изначально ЗАТО проектировались как новый тип подлинно социалистического города с высоким уровнем производственной и социальной инфраструктуры. (…) Как вспоминает Е. Присяжная, «высокий социальный статус закрытого города и его жителей порождал ощущение гордости за оказанное доверие». И это ощущение собственной избранности следует отнести к числу особенностей менталитета населения закрытых городов.
Заречный стал закрытым городом в 1962 году. Сюда съезжалась вся интеллектуальная элита региона — инженеры, ученые.
Официальной датой основания Заречного считается 1958 год, в это время был издан указ, который выделял нашу территорию в качестве города и присваивал городу имя Заречный. Строительство началось в 1955 году, когда строились промышленные корпуса завода и поселок для первостроителей. В 1962 году город закрыли наглухо, в начале 1960-х начали огораживать колючей проволокой, возводить контрольно-пропускные пункты. Все это происходило в обстановке строгой секретности.
Тот день, когда город закрыли, стал для многих неожиданностью. Кто-то просто не смог вернуться домой с работы, так как не было прописки.
В тот день, когда город закрыли, многие, кто поехал на работу в Пензу, уже не смогли вернуться домой. Дыры в заборе были закрыты, по периметру стояли часовые, у которых был приказ на открытие огня по тем, кто будет нарушать периметр. Так раздробились семьи: многие смогли приехать к своим родственникам только спустя десять лет.
Появление режимного периметра стало для многих жителей города полнейшей неожиданностью, а отсутствие прописки попросту лишило возможности попасть к месту своего проживания. Так, Татьяна Ивановна Рыжова не имела городской прописки, хотя проживала у своего брата, и, уехав в Пензу на работу, вернуться обратно уже не смогла.
Все это было не беспочвенно: по моим данным, в начале 1960-х в Пензе ловили двух шпионов из Англии и Франции, они вынюхивали то, что было связано с нашим заводом. Город построен в лесу, потому что это было хорошим вариантом для маскировки. Один из методов наблюдения у шпионов был такой: люди садились в поезд и в тамбуре, якобы выходя покурить, снимали фото. Тут снимать было нечего: кругом непролазные леса.
Людмила Осадчая 40 лет отдала режимному предприятию — заводу, на котором изготавливалось атомное оружие. Вместе с отцом-инженером она приехала в Заречный еще в 1955 году, в первой пятерке тех, кто начал строить город. Окончив вуз, Людмила стала сотрудником секретного инженерного отдела. Она рассказала SmartNews о том, как строился город.
Мой отец приехал в Заречный в первой пятерке строителей завода летом 1955 года. Мы жили в домиках без горячей воды и ходили в школу с другими детьми очень далеко, через железную дорогу. Поначалу о секретности речи не было, здесь в казармах жили пленные немцы и находились два рода войск: те, кто строил, и те, кто охраняли. Кино смотреть ходили к солдатам в казармы. Первый магазин открылся в 1956 году, а до этого стояли специальные домики, куда пускали только по пропускам сотрудников предприятия. Заречный тогда считался районом Пензы, и заводской отдел кадров тоже находился там.
Город строился, в дефицитные годы именно здесь было в изобилии тех продуктов, которых в Пензе было не достать. Сфера социальных услуг в Заречном и сейчас на порядок выше, чем в областном центре, отмечает горожанка.
Узнала о секретности я так: друг пошел в ресторан, к ним с компанией подсели немцы. Потом с другом разбирались. Когда мы выезжали из Заречного, нас предупреждали: будут спрашивать, где живете, — говорите, что в Пензе. Я 40 лет проработала на одном и том же месте: радиоинженером в секретной лаборатории. Пришла туда студенткой на практику, там и работала до 60 лет. Не хочу, чтобы город открыли. Сейчас сфера социальных услуг на порядок выше, чем в Пензе. А что тут изменилось — раньше у нас всегда был строжайший контроль во всех отношениях: продукты, изделия. Не было никакого мошенничества, а теперь пензенские компании мошенничают, и я уже не уверена в качестве продуктов.
Раньше Заречный многие называли «мандариновым городом».
Во многом наша развитая социальная инфраструктура является некой компенсацией за те неудобства, которые мы испытываем как жители закрытого города. Многим сотрудникам предприятия был запрещен выезд не только за границу, но и за пределы области. До сих пор существует зональная надбавка для сотрудников муниципальных учреждений в 20% от оклада. Раньше нас называли «мандариновым городом», просили родственников по блату поставлять деликатесы. Люди ездили за колбасой в Москву, но все это было и в Заречном. Все в шаговой доступности, хорошее снабжение.
В 1988 году в расчете на одного жителя города количество мяса составляло 77,3 кг в Заречном, 74 кг в Пензе. 412 кг молочных продуктов в год на одного зареченца и 379 кг на пензенца. 36,8 кг сахара в Заречном против 27,8 кг в Пензе.
Сейчас в Заречном множество бесплатных кружков для детей, развито дополнительное образование. С помощью городских активистов реализуется проект «Доступная среда», и город становится доступным для инвалидов. Планируется создание велодорожек.
Елена — многодетная мама, вместе с мужем воспитывает восьмерых родных детей и двоих приемных. От зареченской администрации они в разное время получили две квартиры, денежный сертификат на автомобиль, автомобиль во временное пользование, а также разнообразные льготы. Как утверждает Елена, в Заречном многодетным и приемным родителям оказывается всесторонняя поддержка.
Многодетные живут в Заречном лучше, комфортнее, чем в Пензе. У нас жилищный вопрос решается лучше. Льготные моменты, наверное, тоже. У нас больше льгот. При рождении четвертого ребенка в 1998 году мы получили пятикомнатную квартиру, потом как приемная семья — сертификат на сумму 200 тыс. рублей на покупку автомобиля. Когда у нас родился десятый ребенок, мы получили семикомнатную квартиру. Обеды в школе бесплатные, дают компенсацию за покупку школьной формы, бесплатный проезд в автобусах для детей.
Преступность, наркомания, мигранты, бомжи — так представляется зареченцам открытый город.
Приехала в Заречный в 1971 году, работала секретарем, машинисткой и много кем еще. Заречный раньше обеспечивался Москвой, здесь были такие продукты, каких в Пензе не было: сгущенка, мандарины, апельсины. На работе тогда вели беседы с сотрудниками о секретности, вообще ничего нельзя было говорить о Заречном. С одной стороны, я хочу, чтобы город открыли: хочу, чтобы родственники приехали. С другой — нет, не хочу, вся шпана сюда приедет.
Планов по расширению города нет, Заречный изначально строился на ту численность, которая есть сейчас: не более 60 тыс. человек.
Когда произойдет открытие Заречного, никто не знает. Согласно опросам, 90% жителей против снятия статуса ЗАТО.
На уровне Росатома принято решение разрабатывать программы, рассчитанные на переходный период к открытию города. Когда это произойдет, я не знаю. Обещают после 2018 года. Когда экономисты из Москвы разрабатывали стратегию социально-экономического развития, они четко показали три варианта развития города после его открытия: либо мы превращаемся в спальный район Пензы, либо становимся пензенской Силиконовой долиной — инновационно-научным центром. Третий вариант — экогород, территория комфортного проживания. Из этих направлений мы выбрали два последних и решили совместить их.
Город будет открыт только после разработки программы переходного периода, который предусматривает создание условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
Также на встрече с журналистами Иван Каменских сообщил, что в 2018 году планируется открыть ЗАТО Северск в Томской области, а затем еще три города, в том числе Заречный.
Тем не менее в 2014 году пропуска зареченцев поменяют на новые, чтобы увеличить степени защиты документа, в частности добавят на него голограмму.
Жители Заречного остаются в неведении. С одной стороны, в Росатоме обещают открыть город, с другой — тратят бюджетные средства на замену пропусков и увеличивают штрафы за незаконное проникновение в Заречный. Мэрия и депутаты на выборах убеждают местных жителей, что город не будет открыт, а высказывания людей, имеющих полномочия закрыть город, говорят об обратном.
А в Музейно-выставочном центре не спеша разрабатывают туристические маршруты по Заречному и планируют, как сделать его привлекательным для туризма.
В городе настолько безопасно, что здесь спокойно могут гулять, например, лоси прямо по улицам.
Видео
Лоси в Заречном
Видео: wowchikZar/YouTube
понятно, что зареченцы не хотят открытия города, — сразу ведь туда и мигранты хлынут, и преступность вырастет. хотя, с другой стороны, в его открытии есть и свои плюсы — вырастет экономика города за счет привлечения туда инвесторов
Пройдите по центру Москвы: дом-башня огорожен кованым забором, шлагбаум, охрана и т.п. Рядом такой же дом и такой же забор. Простой смертный может пройти по проходу шириной 70 см между этими заборами, если голова не закружится от мелькания. Давайте бульдозерами снесем эти заборы? Почему трусливые люди отгородились от большого мира?
Все, кто хочет снести чужой забор — просто завидуют, что у людей во дворах не царапают и не поджигают машины, что люди могут 2-летнего ребенка выпустить на улицу одного и с ним ничего не случится. Жители-то не в тюрьме — они спокойно могут входить и выходить за ворота.
Наверно, это маньяки пироманы и педофилы переживают, что кое-куда им доступ не открыли.
Я живу в этом городе с 1958 года. В то время город и завод получали всё необходимое для своего развития. Финансирование и снабжение отличалось от таковых на других предприятиях, в том числе, пензенских. Работники завода обеспечивались жильём (квартирами), стоя в очереди непродолжительное время. Можно было купить автомобиль, или мотоцикл, гораздо быстрее и проще, чем в той же Пензе. Строились гаражи, выделялись садовые участки, не было недостатка в детских садах и школах. Продолжалось это до семидесятых годов, когда город переподчинили местному (областному) управлению.
За это время Заречный приобрёл своё лицо, как город высокой культуры, со своими традициями, чистотой, уютом. Традиции эти сохраняются и по сей день. Ощущается забота о горожанах, решаются насущные проблемы, строится жильё, город по-прежнему чист и уютен. Несмотря на прекращение выпуска основной продукции советского времени, держится на плаву и завод, хотя численность его работников сократилась почти в два раза.
Единственным весомым аргументом «ЗА» открытие Заречного видится только отмена пропускного режима, благодаря чему станет возможным свободное посещение города родственниками и друзьями его жителей (впрочем, особых проблем с этим нет и сейчас). И никто не думает о том, что вместе с родственниками к нам обязательно нагрянут и непрошеные гости. Это обитатели и Пензы, и ближайших сёл и деревень, которые приедут не только, чтобы посмотреть, как мы живём. Например, у многих пензенцев издавна сложилось очень негативное отношение к Заречному, граничащее с ненавистью. Очень не хочется, чтобы к нам приехали незваные «Гости» и начали пакостить, памятники ломать, да стёкла бить. И цыгане будут у магазинов попрошайничать. И гаражи будут вскрывать, и машины угонять. В общем, полиции дел прибавится
13 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе