Свободное кресло. В Перми ищут нового директора Музея современного искусства

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Министерство культуры Пермского края проводит конкурс на замещение вакантной должности директора Музея современного искусства PERMM. Директорское кресло до сих пор свободно — после того, как его освободил известный галерист Марат Гельман. На текущий момент назвать имя возможного преемника не решается никто. Масштаб личности Марата Гельмана, при всей его неоднозначности, поставил довольно высокую планку для потенциальных претендентов на эту должность.

Министерство культуры Пермского края приступило к активной фазе поиска нового директора Музея современного искусства. На официальном сайте ведомства появился пресс-релиз с подробным описанием требований к потенциальному кандидату и условиями конкурса. 

К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации:

…имеющие высшее профессиональное образование, имеющие опыт работы по хранению, изучению и публичному представлению музейных предметов и музейных коллекций не менее одного года, имеющие опыт работы на руководящей должности не менее одного года. Первый этап конкурса проводится в форме тестовых испытания (письменно). Второй этап конкурса проводится в форме личного собеседования с претендентом (устно). Победителем конкурса признается претендент, допущенный к участию в конкурсе, успешно прошедший тестовые испытания и признанный комиссией лучшим по итогам личного собеседования.

Напомним, что первый директор музея Марат Гельман покинул пост после скандала на фестивале «Белые ночи», когда власти Пермского края сначала настояли на закрытии выставки Василия Слонова по цензурным соображениям, а потом заявили о расторжении контракта с известным галеристом, о чем SmartNews сообщал в одном из своих материалов.

Видео

Видео: РЕН ТВ

В защиту Гельмана в Перми проходили пикеты. Об абсурдности решения властей сообщили практически все представители культурного сообщества, но отыгрывать назад ситуацию никто не стал. Исполнять обязанности директора музея поначалу стала идеологическая преемница Марата Гельмана Елена Олейникова, но и с ней культурные власти региона общего языка не нашли. Причиной ее увольнения стал другой скандал, связанный с отменой фестиваля «Пилорама» и попыткой организовать открытую дискуссию вокруг этой отмены. Кто сможет занять место директора Музея современного искусства в текущих условиях — большой вопрос. 

Может, они и найдут в итоге человека с такими связями, с такой репутацией в мире искусства, с такой открытой позицией, как Марат Гельман. Наверняка есть такие. Но удивительно — человек придумал и с нуля создал музей, о котором писали газеты всего мира, а его раз — и выперли. Удивительно, как легко у нас разбрасываются профессионалами.

Ольга Антипина, инициатор пикета «В защиту Гельмана», SmartNews

Ну, кто в Пермь? В условиях тупой цензуры работать?

Опрошенные SmartNews эксперты отмечают, что в Перми вполне можно найти тех, кто в состоянии адекватно работать на ниве управления музеем. А если учесть, что в конкурсе могут принять участие все желающие россияне, то поле выбора вообще обширно. Другое дело, что найти нужно не просто управленцев. Требуются те, кто сможет ужиться с новыми властями в регионе. А это задача куда более сложная.

— Есть такие специалисты в Перми. Во-первых, это те, кого Марат заметил и кто еще до его приезда в Пермь активно пропагандировал совриск и курировал подобные проекты. Во-первых, это Михаил Сурков. Неслучайно его одним из первых Гельман пригласил к себе. Михаил не только более чем осведомлен о том, куда и как движется актуальное искусство. Он, если я не ошибаюсь, за время работы в PERMM довольно активно участвовал в разного рода семинарах и прочих «курсах повышения квалификации». Еще мне нравится кандидатура Юрия Шуваева, который глубоко знаком с музейным делом, имеет соответствующее образование. Есть у нас и арт-директора частных галерей, среди которых Вадим Зубков, Марина Фельдблюм, Татьяна Пермякова. Они много лет успешно работают на этом рынке и держат руку на пульсе совриска.

И это я привела в пример только пермяков. А уж про наличие персон в российском масштабе и говорить нечего. Другое дело — кто пойдет? С учетом того, как некрасиво наша пермская власть может обходиться с художниками и кураторами, Пермь подмочила репутацию.

Разбираться в искусстве, любить Пермь, обладать смелостью, уважением в мире культуры и самоуважением — представители пермского культурного сообщества выдвигают на первый план именно такие требования к потенциальному директору музея. 

Думаю, он в первую очередь должен разбираться в искусстве. Не только современном, но и классическом, чтобы умело отделять зерна от плевел. Во-вторую очередь у него должно быть хорошее представление и связи с художниками — пермскими, российскими и желательно зарубежными. Еще он должен любить наш город. В общем, не бывает идеальной кандидатуры.

Александр Жунёв, уличный художник, SmartNews

— Я убежден что этот человек должен быть смел. В данной ситуации я вижу, что может выйти на первый план. Это госучреждение, а на примере последних «Белых ночей» мы видим, как за «гос…» сохраняются все известные российские постулаты: вертикаль, страх нового, ориентир на тихую и закрытую деятельность, консерватизм. Также это должна быть имиджево значимая фигура, вхожая в международные проекты, и человек, понимающий и погруженный в европейскую культурную индустрию на уровне эксперта.

Уважаемый, но в то же время противоречивый человек, медийно открытая личность, Марат Гельман отвечал на любой комментарий в социальных сетях в течение часа, на всё, включая критику, даже необоснованную совершенно.

Куратор. Гельман ввел в обращение очень хороший термин — «куратор». Музею нужен именно куратор, который по идее и в Перми-то находиться не всегда должен, ведь он носитель смысла пермской современной культуры и, как ретранслятор, должен быть проводником миссии пермской культуры вовне.

Главное, повторюсь, чтобы он четко осознал себя самостоятельным единоличным — вне политического контекста или раболепного страха перед ментальной приставкой «государственно-министерская работа», чтобы это была миссионерская деятельность, а не бумажно-отчетная работа.

Автор

Роман Попов

Над статьей работала

Наталья Соловьева

Новое на сайте