Марат Гельман уволен с поста директора Пермского музея современного искусства. Такое решение принял Игорь Гладнев, исполняющий обязанности краевого министра культуры. Сам Гельман отмечает, что был в курсе разговоров об увольнении, но о самом событии узнал от журналистов.
Марат Гельман уволен с поста директора пермского музея современного искусства PERMM — последний он возглавлял с момента основания учреждения. Договор с галеристом расторгли сегодня утром. Такое решение принял и.о. краевого министра культуры Игорь Гладнев. В ближайшее время в Перми будет объявлен конкурс на замещение образовавшейся вакантной должности.
Сам Гельман, который сейчас находится в Москве, об этой новости узнал от журналистов, которые обратились к нему за комментариями. По его словам, он ожидал чего-то подобного, но официального уведомления не получал.
Только что позвонил Гладнев и подтвердил факт увольнения. Министр культуры, закрывающий выставки, видимо, перепутал свою должность с ФСБ.
В разговоре с журналистами Игорь Гладнев информацию об увольнении Гельмана подтвердил, но комментировать свое решение отказался. Отдельно в релизе отмечалась юридическая сторона вопроса: Марату Гельману будет выплачена компенсация в размере не менее 3-кратного среднего месячного заработка. Трудовой договор был расторгнут по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ, где сказано, что «работодатель не обязан мотивировать такое решение».
…даже имея формальные полномочия расторгать трудовые отношения с директором музея (с наличием этих полномочий я, кстати, тоже не согласен), НИКТО не давал права исполняющему обязанности министра решать, что нужно Пермскому краю, а что нет; какие выставки, фестивали, культурные институции — «правильные», а с какими можно «расторгнуть трудовой договор». Я осознанно сейчас не пишу фамилии, потому что речь идет, собственно, о вечных вопросах. Дело не в конкретных именах, а в том, что топорными решениями не всегда получается построить прекрасное. Пермский край, конечно, не исчезнет, а небо не упадет на Землю, просто придется подождать следующего шанса…
Накануне губернатор Виктор Басаргин провел совещание с рядом крупных краевых чиновников. На этой встрече он говорил о том, что контрольно-счетная палата проведет доскональную проверку бюджетных расходов на фестиваль «Белые ночи в Перми», директором по развитию которого является Марат Гельман. Также губернатор поручил провести проверку в отношении лиц, отвечавших за содержательную сторону мероприятий.
…по совокупному итогу проверок, виновные должны пронести наказание – вплоть до расторжения контракта и увольнения, а если потребуется, обращайтесь в правоохранительные органы.
.…всё то хорошее, что дал краю и городу фестиваль, что понравилось жителям, должно быть сохранено в будущем.
«Белые ночи» должны делаться местными креативными силами, строиться на принципах продвижения истинных культурных ценностей, а не псевдоискусства.
Неделю назад громкий скандал на фестивале вызвала выставка «Welcome! Sochi 2014», в сатирической форме рассказывающая о грядущей олимпиаде. Депутаты Госдумы и сенатор от Пермского края негативно отозвались о выставке, после чего ее закрыли. Гельман тогда говорил о недопустимости цензуры, а убранная с глаз долой выставка вновь открылась спустя несколько дней, уже в музее современного искусства.
Еще тогда в ряде СМИ зазвучали призывы к краевой власти полностью отстранить Марата Гельмана от культурной политики Прикамья.
…решение министра культуры Пермского края иначе как дикостью назвать не могу, ведь теперь это, как ни крути, позор для Перми — от человека избавляются как бы за его инакомыслие. Гельман стал жертвой цензуры, которую отрицает конституция нашего государства. Дошли короче до ручки…
— 18 июня губернатор поручает проверить расходы на «Белые ночи», намекая на карт-бланш вплоть до уголовных дел. Не проходит и суток, как Минкульт сообщает об увольнении Гельмана. Спешка в этом вопросе может объясняться двумя вещами — Виктор Басаргин либо играет на публику, либо уступает давлению извне и старается обезопасить себя. Контакты с Гельманом — одно из его самых уязвимых мест.
Был ли смысл дожидаться итогов проверки КСП? Думаю, нет. Сама проверка — просто демонстрирование того, кто в доме хозяин, и к уголовным делам она точно не приведет. К тому же по-настоящему независимый аудит мог бы навредить самому Басаргину — оргкомитет «Белых ночей» возглавлял премьер-министр Тушнолобов, а фестиваль курировала вице-премьер Кочурова. Как губернатор ни старался держать дистанцию, объясняться всё равно пришлось, а если искать нарушения всерьез, то придется еще. Реальная ли это задача — и найти весомый повод сказать «прощай» команде организаторов, и не подставиться самому с итогами проверки фестиваля, который на пару с менеджерами-художниками делали чиновники?
Тем не менее обстоятельства сложились так, что с имиджевой точки зрения для Гельмана — это лучший момент для увольнения, а для властей Пермского края — худший. Теперь опальный директор музея будет транслировать смысл этого конфликта как борьбу художника с цензурой властей, хотя на своем посту он всегда был наемным работником и правила игры понимал хорошо. Другое дело, что при прежнем губернаторе такого невозможно было представить, а с той поры Гельмана «прогоняли» столько раз, что увольнение, случившееся на самом деле, — настоящая сенсация.
Эксперты SmartNews отмечают, что лучшего момента для разрыва отношений с регионом Марат Гельман найти бы не смог. Теперь, что бы ни происходило с фестивалем «Белые ночи», музеем современного искусства и прочими проектами галериста, какие бы нарушения в работе и финансировании ни вскрыла проверка, Марат Гельман навечно останется жертвой цензуры, который хотел изменить край к лучшему, но, увы, не смог.
— Краевые власти уволили Гельмана очень вовремя. Ситуация достигла точки кипения, и все лавры пожинает тот, кто позволит сбросить пар, и сделал это именно Виктор Басаргин. Внимание переключилось — на галериста теперь повесят всех собак и поскорее выпихнут из Пермского края. Возможны шум и медийная активность Гельмана, но всё это — пена, которая схлынет, не доставив проблем краевой власти. Так что увольнение галериста именно сегодня — это, скорее, победа власти, а не просчет.
Блогеры довольно резко и бурно отреагировали на происходящее. Как обычно, их мнения резко разделились. Одни встали на защиту галериста и даже призывали организовать пикет в его защиту. Оппоненты возражали, называя произошедшее сегодня не чем иным, как очередной пиар-акцией, от которой сам Гельман только выиграет.
Готова идти к Администрации губера с плакатом «Верните Гельмана!». Кто со мной?
Грустно осознавать, но кажется я знаю, чем закончится победа «культурной общественности» над Гельманом. Нас ждут выступления хоров разноголосых пенсионерок в кокошниках, матрешки, выставки пейзажей с Камы и натюрмортов с яблоками. Возвращаемся во вчера.
Все, кто тут защищает гельмана, в его галереях не были и восторгаются им только из-за его ненависти к русским и к православию.
Потому ни у кого из посетивших выставки гельмана назвать это искусством не повернулся бы язык.
И это вне зависимости от их политических пристрастий.
Это эпатаж, это троллинг, это отчаянная попытка любыми способами, оскорблениями и грязью привлечь внимание к себе, любимому — назовите как угодно.
Но искусство там и рядом не лежало.
Такие музеи современной культуры, большие и маленькие, есть чуть ли не в каждом западном городе, включая провинцию: Сан-Себастьян, Орлеан, Берлин, Базель и проч. Что они есть, что их нет, что их открыли, что закрыли значения не имеет.
На Западе тоже какие-то биенале и выставки-ярмарки современного искусства прекращают существование — ввиду отсутствия спонсоров, интересных работ, каких-то внутренних разногласий. Никакой трагедии. Толстой, может быть, и сильно устарел, но он считал, что «искусство не может быть без идеала», и я согласен с этим тезисом. Такие выставки, вроде гельмановской, могут существовать, но на частные средства. А общественные средства лучше тратить на что-то более разумное и полезное.
— Я не знаю, за что уволили Гельмана, наверное, рано или поздно это должно было произойти, слишком большое количество оппонентов у него было. Просто хочется спросить — кто от этого выиграл?? Боюсь — один только Гельман и выиграл, должность директора музея — не самая благодарная.
Пусть Пермь решает сама, но Санкт-Петербург, на мой взгляд, очень нуждается в таком человеке, как Марат Александрович, буду счастлив, если его пригласят к нам, стыдно признаться — но в Санкт-Петербурге до сих пор нет музея современного искусства.
Видео
Видео — Mr11vlad11·
Тех немногих «экспонатов», которые демонстрируются в качестве видеоряда в вышеприведённом ролике, достаточно, чтобы понять: это не искусство, и не эпатаж, а откровенное издевательство. Видимо, г-н Гельман перепутал творчество с чем-то другим. Даже принимая во внимание немалое количество недовольных проведением олимпиады в Сочи, а также скандалы, связанные со строительством олимпийских объектов, такие «произведения искусства» — далеко не сатира. А если кому-то не даёт покоя слава советских художников, ставших в своё время героями «бульдозерной выставки», то, увы, масштабы и «таланты» не те.
Он сам считает что его уволили за критику сочинской Олимпиады или это всего лишь повод чтобы обвинить тех, кто решил лишить его должности, в предвзятом отношении?.. думаю, что в его увольнении множество разных факторов сыграло роль, все же Гельман видная медийная персона.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе