Пермские промышленники лично решают вопрос кадрового голода и нехватки молодых рабочих рук. Общими усилиями работодателей в регионе создан многопрофильный учебный центр, количество бюджетных мест в котором корректируется в зависимости от реальной потребности местных предприятий в кадрах. И это не единственная инициатива пермских промышленников. Специалисты, опрошенные SmartNews, рассказали, как решают кадровые проблемы на современных инновационных предприятиях Прикамья.
Сегодня в одном только Краснокамском районе Пермского края существует потребность более чем в 800 специалистах. При населении района в 70 тыс. человек — цифра немалая. При этом местные учебные заведения могут удовлетворить этот запрос менее чем на треть. Дефицит кадров связан не только с тем, что молодежь не хочет идти на завод, но и с тем, что уровень производства значительно вырос за несколько десятилетий, а уровень преподавания в соответствующих учебных заведениях не изменился.
Причина сложившейся ситуации — оторванность системы профессионального образования от реального положения дел. Например, основой производства в Краснокамском районе Пермского края была целлюлозно-бумажная промышленность, соответствующими были и профили средних профессиональных учебных заведений. Теперь ядром краснокамской промышленности стал машиностроительный кластер, а специализация техникумов осталась прежней.
Сегодня благодаря усилиям работодателей в регионе создается многопрофильный учебный центр, количество бюджетных мест в котором будет корректироваться в зависимости от реальной потребности в кадрах местных предприятий.
Кроме того, есть серьезные проблемы и с уровнем подготовки выпускников рабочих специальностей — он не соответствует требованиям современных производств. Об этом говорят практически на всех промышленных предприятиях региона.
Когда выпускники сузов приходят к нам на должность операторов станков с ЧПУ, мы вынуждены снова их обучать. Этот процесс может занять от месяца до полугода — и всё это время производительность труда таких сотрудников значительно ниже, чем могла бы быть, если бы учащиеся сузов получали должную подготовку. Материально-техническая база средних специальных учебных заведений устарела на 10–20 лет. Профессиональная подготовка специалистов должна идти с опережением реальной потребности производства, а на деле происходит наоборот.
Прежде, чем мы его принимаем, он должен сдать экзамен. Билет не ответил — говорим как раньше. Если студент говорил, в двух случаях не знает материал — если не проходили и если уже прошли. Поэтому берет билетик с собой домой и учит. Приходит, вытаскивает следующий, и до тех пор, пока не сдаст основы, мы его не принимаем.
Определенные трудности с подготовкой специалистов испытывают и вузы Пермского края. Но если предприятия жалуются на нехватку молодых рабочих, то у высших учебных заведений своя головная боль — нехватка молодых преподавателей. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что здесь ситуация меняется к лучшему чуть быстрее, нежели на заводах.
Достаточно много возрастных преподавателей, возрастных ученых. Очень слаба прослойка людей в возрасте от 35 до 50 лет. А молодежь сейчас потянулась. Мы видим увеличение приема в аспирантуру. Среди молодежи есть ребята, которые по своему уровню и возможностям даже выше, чем те, которые были 30 лет назад. У них просто больше возможностей. Есть потенциал подготовки кадров. Но кадровый голод на предприятиях сегодня настолько велик, что мы его удовлетворить сразу не можем.
При этом на предприятиях отмечают, что с вузами работу наладить можно. В сфере высшего образования Пермского края готовят неплохих специалистов для современных производств.
Мы сотрудничаем с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ). При возникновении потребности в кадрах мы обращаемся на кафедру машиностроения. Там нам рекомендуют тех выпускников, чей уровень профессиональной подготовки нас вполне устраивает и соответствует нашим требованиям. Они, как правило, быстро адаптируются на предприятии.
Эту проблему в Пермском крае тоже решают комплексно. Основой для решения такой задачи в Прикамье становится целевой набор, то есть интеграция работодателей и профильных сузов. Это может стать решением двух задач одновременно: нехватки кадров на производстве и оторванности теоретических знаний выпускников от практических навыков.
Краснокамский РМЗ заключил трехстороннее соглашение с Краснокамским целлюлозно-бумажным техникумом и Пермской торгово-промышленной палатой. Сейчас проходят аккредитацию новые специальности техникума: оператор станков с ЧПУ, наладчик станков с ЧПУ, токарь. Это те рабочие специализации, которые полностью соответствуют современному производству. В ближайших планах завода – оснащение класса производственной подготовки краснокамского техникума 16 автоматизированными стойками: 8 токарными и 8 фрезерными. На них будет установлено такое же числовое программное и аппаратное обеспечение, что и на рабочих станках завода. Учащиеся специальностей «Металлообработка» и «Сварочное производство» будут проходить на предприятии практику и стажировку, участвовать в стипендиальных программах завода. Мы уже заключили несколько договоров на целевое обучение студентов – закончив техникум, эти ребята придут работать к нам.
Видео
видео —Екатерина Миронова
Зарплата молодого рабочего с профильным образованием в Пермском крае не уступает доходу среднестатистического клерка, а стабильности на производстве теперь на порядок больше.
Доходы высококвалифицированных специалистов в Прикамье могут достигать и больших сумм. А в отдельных случаях — «штучные» специалисты, например, «полировщики» на Пермских моторах — могут получать до 100 тыс. рублей. Конечно, это далеко не средний уровень, но, как минимум, показатель того, что рабочий может быть высокооплачиваемым сотрудником.
На Краснокамском РМЗ работают как молодые специалисты, так и опытные кадры. Причем рабочие с опытом, в возрасте от сорока лет и выше — это, как правило, токари, слесари механосборочных участков, работники универсальных станков. Более молодые кадры в возрасте от 20 до 40 лет, в том числе вчерашние выпускники сузов, более обучаемы, поэтому работают, преимущественно, операторами на современном оборудовании — станках с ЧПУ: листогибах, станках лазерной резки и универсальном роботизированном сварочном посте. Зарплата начинающего специалиста, работающего на станке с ЧПУ — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Точным решением проблемы нехватки квалифицированных специалистов станет, уверены эксперты SmartNews, целевой набор в учебные заведения, то есть интеграция работодателей и профильных сузов. Таким путем можно решить две задачи одновременно — нехватку кадров на производстве и оторванность теоретических знаний выпускников от практических навыков.
— Самое главное — это изменение представления о рабочих профессиях. Современное производство автоматизировано, технологично, уже давно прошло время грязных, запыленных цехов и тяжелой физической работы. Рабочий — это современная профессия, требующая соответствующей непростой подготовки, специальных знаний и интеллекта. Поэтому, пожалуй, самая важная задача государства — изменить стереотипное представление о рабочих специальностях, рассказать о том, что ждет тех, кто хочет придти работать на современное производство.
5 комментариев к материалу.