В Перми развернулась кампания за честное проведение Единого государственного экзамена. Инициативная группа местных граждан обвинила чиновников в подтасовке статистических данных при подготовке к Единому госэкзамену. По заверениям общественников, в департаменте образования искусственно создают высокую успеваемость в школах, для того чтобы добиться хороших результатов по ЕГЭ. Один из способов — отчисление неуспевающих учеников.
В департаменте обвинения опровергают. Городские показатели ЕГЭ, по словам чиновников, подтасовать невозможно, да и смысла в игре цифрами просто нет. Члены пермского совета родителей «За права детей на образование» отправили городским чиновникам запрос, в котором просят назвать количество учеников 11-х классов на 1 сентября 2012 года и их количество накануне сдачи ЕГЭ в мае — июне 2013 года. Активисты уверены, что городской департамент образования тасует численность учеников в угоду усредненному результату ЕГЭ. Неуспевающих учеников стараются из статистики убрать любыми способами.
Мотив очень простой — директора школ заинтересованы в том, чтобы результат ЕГЭ средний по школе был высоким, потому что он учитывается в рейтинге школ, а рейтинг учитывается департаментом, когда финансовые проблемы школ решаются, и те, кто находится в хвосте рейтинга, они, конечно, финансируются значительно хуже, чем школы, которые выше в рейтинге. У департамента тоже есть мотив, почему желательно, чтобы Пермь имела высокий процент средний по ЕГЭ, потому что департамент постоянно этим отчитывается. Один из основных козырей, когда чиновники департамента защищают свою политику в сфере образования, они говорят, что Пермь хорошо выглядит на фоне, допустим, Самары, мы немножко обогнали Самару по среднему результату ЕГЭ. Хорошо, красиво отчитаться – это для чиновника, действительно, важный параметр.
По словам координатора развернувшейся кампании «За честность ЕГЭ» Владимира Морозенко, появляются сообщения, что директора элитных школ вынуждают неуспевающих детей перевестись в обычные школы за несколько месяцев до ЕГЭ. Однако часть детей, отчисленная из школ, уходит в никуда со справкой, это позволяет улучшить статистические показатели уже департаменту образования в целом, считают общественники.
Ребенок иногда просто сам уходит, а иногда родителей вынуждают, чтобы они писали заявление о том, что ребенок отказывается сдавать экзамен. Причины разные — по состоянию здоровья, или семья переезжает в сельскую местность. И школы избавляются таким образом от ученика, который может действительно подпортить статистику по результатам ЕГЭ.
Эффективность чиновников меряется результатами ЕГЭ по городу в целом, здесь идет очень плотное соревнование между городами, уверен Владимир Морозенко. По его словам, у департамента есть и мотив для такой деятельности, и соответствующие механизмы. Между тем в самом департаменте образования корреспондентам SmartNews постарались прояснить ситуацию. Сотрудники департамента уверяют — соревнования между городами по результатам ЕГЭ не проводится.
Мы сами приняли решение для более объективной оценки своих показателей о соотнесении результатов экзаменов с другими российскими миллионниками. Мы в инициативном порядке три года назад вышли на начальников департаментов этих городов и теперь обмениваемся с ними по итогам ЕГЭ результатами. Не знаю, используют ли они эти данные, но мы проводим самостоятельную оценку. Лично мне как начальнику департамента образования результаты ЕГЭ ничего не дают. Моя премия от этого не зависит, но мне важно, что наши дети конкурентоспособны. При этом нужно знать, как пермяки выглядят в сравнении с другими выпускниками из крупных городов России.
Общественники, в свою очередь, уверены, что в Перми существует немало схем, с помощью которых школы избавляются от неуспевающих учеников. Периодически речь идет не только о переводе в школу пониже статусом, но и вообще об отчислении, дабы не портить картину по городу.
Есть и другие ситуации, когда ребенка просто не допускают к сдаче экзамена ни в какой школе. То есть он не уходит из школы, его просто не допускают до экзамена. Ему выдают справку вместо аттестата. Достаточно каждого 20-го ребенка из школы, который может показать плохие результаты, 1 из 20 уволить по всей Перми равномерно во всех школах, и это на 2% может поднять результаты ЕГЭ. А у нас с Самарой разница в десятых долях.
В департаменте образования опять же отмечают, что представить себе такую спланированную схему невозможно. Ведь получается, что педагогические коллективы целого ряда школ участвуют в настоящем массовом сговоре, цель которого заключается в том, чтобы поднять Пермь на строчку-другую вверх в рейтинге показателей ЕГЭ.
Высказывать предположение о том, что мы начинаем подтасовывать данные, — это просто некорректно. Это обвинение даже не в мой адрес, а в адрес педагогических коллективов наших школ. Информация о том, что директора элитных школ вынуждают неуспевающих детей перевестись в обычные школы за несколько месяцев до ЕГЭ, — это неправда. Возможны исключительные случаи, но мы по ним жестко разбираемся и наказываем виновных.
Отдельно коснулись в департаменте и вопроса отчисления со справкой. Это, безусловно, возможно, но зачастую происходит по объективным показателям и на общую картину сдачи госэкзамена не влияет.
Отправить ребенка из школы со справкой просто так невозможно. Со справкой — это значит, что ребенок сдавал ЕГЭ по русскому и по математике и уже получил два. То есть он уже повлиял на общие показатели. При этом у нас есть категории не допущенных к экзамену по федеральному положению об итоговой аттестации. Если ребенок имеет, например, одну и более двоек, то педагогический коллектив имеет полное право у себя на педсовете принять решение о недопуске. Или, если ребенок не посещал по каким-то причинам больше половины учебных занятий, педколлектив может проголосовать о недопуске. Вот таких детей у нас по итогам прошлого года 37 человек из 5218. И это составляет менее 1% всех выпускников школ. То есть это те показатели, которые не могут никак даже при всем желании испортить статистику.
Как бы то ни было, ответить на запрос общественников о численности учащихся на 1 сентября и 25 мая этого учебного года чиновники считают обязательным и, более того, приглашают активистов принять участие в коллегии директоров школ Перми, которая состоится в конце месяца. В конце концов, все претензии лучше озвучивать в лицо, а не обмениваться упреками через СМИ, тем более что обе стороны конфликта декларируют исключительно благие намерения.
Видео
Как всегда благими намерениями дорога в Ад выстелена. Ведь, чтобы прекратить все подозрения, можно привести количество учеников в классе на начало года и сколько участвовало в с экзаменах. Ведь сложить сможет каждый из нас. Ведь эти сведения не под грифом «секретно»? А может я не прав и подозрения верны? Ведь у нас школы вступили в рынок, став самостоятельными и стали зарабатывать себе таким путем деньги?
ЕГЭ дал возможность не выдавать дутые аттестаты, а ставить двойки! И не сводится он к палочкам-крестикам — ради интереса загляните не на задорновский сайт, а на сайт Федерального института педагогических измерений и посмотрите, ЧТО проверяет ЕГЭ! И советские отличники были разные, некоторым, например, экзаменационные сочинения и контрольные по математике решали за дверью, а они благородно списывали. Двойки уже в советской школе вывели из экзаменационных оценок. Может быть, припомните, сколько ваших ровесников не получали аттестатов? Нисколько! Только если сам выпускник на экзамен не пришел.
Не выдавать дутые аттестаты? Скорее наоборот. Всё там схвачено! В мои школьные годы достаточно было людей, заканчивающих школу без аттестата. А сейчас можно вообще на уроки не ходить, всё равно не отчислят, и с ЕГЭ «помогут».
Я имел несчастье поработать в школе (Слава Богу, что немного!), не смог смотреть и терпеть всю современную показушность и дутость результатов. Уволился и теперь туда вернусь только под наркозом! Так что не стоит защищать современную систему образования. Я лично знаю девочку, которая едва умеет читать, но без проблем получила аттестат!!
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе