В Карелии разработали современные маломерные суда — корабли-дачи. Так называемые хаусботы (дословно «дом-лодка») за счет своих характеристик и невысокой цены могут вывести водный туризм в Карелии на качественно новый уровень.Они просты в управлении, непотопляемы и могут без причала вплотную подойти к любому берегу.
В Карелии планируют создание нового туристического бренда в республике на основе традиционного деревянного парусного судостроения. Морской историко-культурный центр «Полярный Одиссей» разработал проекты хаусботов (домов-лодок) — современных маломерных туристических судов.
Дома-лодки, по мнению карельских судостроителей, чрезвычайно просты в управлении и могут без причала подойти вплотную к любому берегу. Несмотря на эти плюсы, уникальные суда пока почти не задействованы в карельском водном туризме.
По сравнению с катерами и яхтами аналогичных размеров и возможностей эти суда в несколько раз дешевле, могут без причала подойти вплотную к любому берегу. Судно имеет две очень компактные каюты для отдыха, камбуз и гальюн, отсеки для хранения багажа. Оно не требует прав судоводителя, обучение проходит в течение получаса.
По мнению кораблестроителей, развитие сети проката подобных судов-дач совместно с туроператорами Карелии даст толчок развитию водного туризма в северной республике.
Предложенный тип хаусботов специально проектировался как идеальное для карельских условий судно для самостоятельного водного путешествия группой от 2 до 6 туристов по небольшим водоемам или шхерам. Суда удобны в применении, они легко разбираются и в таком виде могут быть перевезены на любой водоем, где захочется совершить путешествие. Оснащенное простым парусом и подвесным мотором судно практически непотопляемо.
В морском клубе мне довелось видеть хаусбот и даже подняться на его палубу. Это, конечно, фантастика — такая уютная дача на плаву, даже ящички с землей по бокам подвешены для выращивания овощей. И за водой ходить специально не надо, ее полно в наших озерах. Думаю, такой романтичный вид туризма привлечет в регионе многих.
Чиновники согласились с выводом членов морского клуба, что маломерный флот, учитывая географические особенности, может стать флагманом развития сферы туристских услуг региона. Однако коммерческому использованию маломерного флота мешают принятые в последние годы законодательные акты, которые только «закручивают гайки в этой области»: процедура регистрации в последние годы значительно усложнилась, стала непредсказуемой для владельца судна и при этом требует значительных средств и времени.
Помимо регистрации, необходимо еще получать лицензию на пассажирские перевозки, что также требует выполнения множества условий и серьезных затрат от предпринимателя. Как результат, на сегодня в Карелии не получено ни одной лицензии на коммерческую деятельность по перевозке пассажиров маломерным транспортом — и это в регионе, насчитывающем 60 тыс. озер.
А потому судостроители считают необходимым внести изменения в федеральные законы — как и прежде, поручить регистрацию всех маломерных судов ГИМС МЧС, а лицензирование коммерческой деятельности заменить простыми разрешениями, выдаваемыми местными органами власти.
Мы встретились с главой Карелии Александром Худилайненым. Доложили ему о сути проблемы и попросили создать рабочую группу для подготовки текста возможных изменений в федеральное законодательство с привлечением нескольких республиканских профильных министерств. Он обещал помочь в этом вопросе и сообщил нам, что Министерство экономического развития готово включить уникальное для России карельское деревянное судостроение в перечень перспективных проектов для инвесторов и работать в области его продвижения.
Клуб «Полярный Одиссей» во главе с Виктором Дмитриевым объединяет людей, увлеченных строительством натуральных копий исторических парусных судов и морскими путешествиями. Его знают не только во многих уголках России, но и за рубежом. Всего клубом построено около 40 деревянных исторических судов, на них совершены десятки экспедиций по России, Европе, в США. Судостроение в целом и развитие маломерного флота, в частности, относятся к смежным отраслям туризма. Традиции деревянного судостроения нужно и будем развивать. Власти республики готовы оказать информационную поддержку Морскому историко-культурному центру в продвижении проекта строительства маломерных судов. В ближайшее время судостроители будут приглашены на одно из заседаний Совета руководителей турфирм Карелии, где проведут презентацию своей уникальной продукции и возможностей ее применения.
Видео
Спуск хаусбота на воду
Видео: Виктор Мачоган/YouTube
А что, очень интересно! Ведь такое можно сделать не только в Карелии. Я бы с удовольствием на Селигере в таком пожил. Чем строить дополнительные коттеджи на какой-нибудь базе, которых там немало, можно несколько таких яхт поставить.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе