В Петрозаводске прошли испытания опытного образца инновационного контейнера для транспортировки отработанного ядерного топлива. Новый контейнер может хранить в полтора раза больше отработанного топлива, чем существующие аналоги, и не разобьется при падении с высоты 10 метров. В ближайшее время разработку пустят в серийное производство.
В столице Карелии состоялись испытания опытного образца новейшего контейнера для транспортировки отработанного ядерного топлива. Новая разработка по многим параметрам превосходит имеющиеся аналоги. В скором времени контейнер пустят в серийное производство.
Сертификационные испытания проводили работники «Петрозаводскмаша» совместно с партнерами из ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» и Петрозаводского государственного университета. Новую разработку — ТУК-146 (таково сокращенное название транспортно-упаковочного комплекта) — проверяли на специальных площадках ОАО «Петрозаводскмаш» и ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения».
Сначала контейнер накачали азотом и гелием, чтобы выявить возможные микротрещины в корпусе. После этого капсулу для хранения отходов сбросили с девятиметровой высоты на жесткое бетонное основание, а затем с высоты один метр на специальный штырь. В результате видимые повреждения получила только оболочка капсулы. Начинка — отработавшие тепловыделяющие сборки — не пострадала. После такого испытания на прочность вывод однозначный: ТУК-146 можно запускать в серийное производство.
Финансирование разработки и изготовления опытного образца контейнера осуществлялось силами ОАО «Петрозаводскмаш» с привлечением гранта Министерства образования и науки Российской Федерации.
справка smartnews
«Петрозаводскмаш» основан в 1960 году. Сегодня ОАО «Петрозаводскмаш» является производственной площадкой ЗАО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион «Росатома» — «Атомэнергомаш»). Предприятие специализируется на поставках корпусного, емкостного и другого оборудования для атомной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности. Расположено оно на берегу Онежского озера, что обеспечивает возможность водной транспортировки крупногабаритных машин и аппаратов практически в любую точку земного шара. Продукция с маркой ОАО «Петрозаводскмаш» эксплуатируется более чем в 40 странах мира.
Даже без проведения испытаний было ясно: разработка обладает рядом преимуществ. ТУК-146 не только вмещает в полтора раза больше отработанного ядерного топлива, чем предыдущие аналоги, но и обладает другими важными преимуществами.
ТУК-146 — это транспортно-упаковочный комплект для отработавшего ядерного топлива водо-водяных энергетических реакторов ВВЭР-1000/1200. Это новейшая разработка российских специалистов. Его корпус отливается из высокопрочного чугуна с шаровидной формой графита. Контейнер вмещает 18 отработавших тепловыделяющих сборок. Среди основных его преимуществ — увеличенная в полтора раза вместимость, надежная защита от излучения более активного топлива, а также сокращение срока выдержки в бассейне АЭС (пять лет вместо девяти).
На разработку конструкции нового контейнера у специалистов ушло несколько лет. Испытания контейнера проводились и ранее, их признали успешными.
На разработку конструкции нового контейнера у специалистов ушло около четырех лет. Испытания контейнера на аварийные условия эксплуатации проводились на стенде ОАО «КБСМ» под Санкт-Петербургом в декабре 2013 года.
На сегодняшний день испытания официально не завершены, хотя основную проверку ТУК-146 уже прошел. После завершения всех официальных процедур и оформления документации новый контейнер поступит в серийное производство.
Экологи к новой разработке отнеслись положительно, но ее преимущества их не только радуют, но и настораживают.
Это, конечно, замечательно, если можно вообще использовать слово «замечательно» применительно к ядерной энергетике, что новый контейнер стал более безопасным, но сильно настораживает тот факт, что при своей «повышенной безопасности» контейнер имеет еще и повышенную вместимость, то есть, говоря простым языком, если «повышенная безопасность» почему-то не сработает, то и последствия от такой катастрофы будут намного серьезнее.
Однако эксперты считают, что разработка нового контейнера — важный шаг в сфере ядерных технологий, при условии его низкой стоимости.
— То, что на «Петрозаводскмаше» ведутся подобные разработки, не может не радовать, ведь с 80-х годов в России контейнеры для ядерных отходов не разрабатывались, в этом направлении мы сильно отстали от зарубежных стран. Контейнеры российского производства имели ряд недостатков: у них была небольшая вместимость, в обслуживании обходились дорого, да и по уровню безопасности оставляли желать лучшего. Судя по описанию, этот контейнер действительно вмещает больше ОЯТ и более надежен в эксплуатации, значит, вопрос только в цене. Если эта новая разработка соответствует мировым аналогам, а цена этого контейнера при этом ниже зарубежного — это замечательно. Если цена этого контейнера будет выше зарубежных аналогов, то смысла в такой разработке, по крайней мере экономического, попросту нет.
Видео
В Петрозаводске испытали уникальный контейнер для ядерных отходов
Видео: Родная Природа/YouTube
Разработка нового контейнера — это, конечно, здорово, но вообще от ядерной энергетики ничего хорошего ждать не приходится. И Чернобыль, и Фукусима показали, что какими бы надежными не были меры безопасности — все равно шанс катастрофы очень велик…
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе