Петрозаводские студенты воссоздали полноразмерные исторические корабли по оригинальным чертежам. Такие дипломные работы они выполняют в лаборатории исторического и народного судостроения. Корабли строят по точным копиям старинных судов с тщательным соблюдением всех нюансов. Копии старинных судов ходят по Белому морю и участвуют в профессиональных регатах.
Учащиеся Института педагогики и психологии ПетрГУ строят старинные суда по уникальным чертежам. Для обучающихся на кафедре технологического образования в лаборатории исторического и народного судостроения эти корабли — дипломные работы.
Корабли воссоздают по точным копиям исторических судов, опыт постройки которых был утрачен. Для строительства используют оригинальные чертежи, технологии следуют до мельчайших нюансов. Полученная копия ни в чем не отличается от оригинального корабля.
Перед тем как приступить к созданию модели, студенты изучают историю корабля и его особенности. Даже гвозди для кораблей изготавливают самостоятельно, в собственной мастерской ПетрГУ. Историки видят в подобной деятельности реальную пользу. Декан исторического факультета ПетрГУ Сергей Веригин говорит, что воссоздание старинных судов интересно не только студентам, но и историкам.
Это очень полезное дело, причем не просто для саморазвития и образования, но и для самих историков. Изучая российскую историю, мы неизменно обращаемся и к истории российского флота в том числе. Видя перед собой такие аутентичные модели кораблей, мы можем погрузиться в эпоху, реально представить себе те или иные исторические события, осознать их масштаб. То, что делают ребята, имеет довольно большое значение.
Илья Черник — студент Института педагогики и психологии ПетрГУ. Сейчас он работает над дипломной работой на тему «Формирование технологической культуры студентов в процессе изучения курса “Народное судостроение”». По его словам, работа в лаборатории позволила ему открыть для себя новые возможности в саморазвитии и самореализации.
Свою первую модель я начал делать вместе с одногруппником на третьем курсе. Лодка была несложной конструкции, фанерная. Для своей дипломной работы я начал делать вторую лодку и уже из досок. При создании первой фанерной лодки я работал в команде под наблюдением нашего преподавателя Тараса Николаевича Тюпко. Вторую (дипломную) лодку я делаю по большей части один, но некоторые операции выполняем с Тарасом Николаевичем вдвоем. Выбрав какую-то модель судна, изучаются его чертежи, подсчитывается количество необходимого материала для его создания, изучаются исторические события, в которых данное судно участвовало, его развитие. По словам Ильи, у него есть идеал судна.
Самая любимая модель, пожалуй, японский парусный барк «Лебедь Тихого океана» («Ниппон-Мару»). Наткнулся на него совершенно случайно, когда бороздил просторы интернета в поисках информации о японской культуре. Пусть я видел только фотографии, но это судно показалось мне самым красивым из всех. Когда-нибудь, я построю такое же.
Создание модели занимает долгое время, процесс этот довольно сложный: изготавливаются корма — задняя оконечность судна, носовая часть — форштевень, киль — нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и шпангоуты — поперечные ребра корпуса судна (деревянные поперечные элементы жесткости обшивки корпуса), на которые потом крепятся доски (обшивка).
В основном для строительства этих лодок используется ель и сосна. Обмерные чертежи мы либо находим в архивах, либо обмериваем музейные экспонаты сами, составляя подробные чертежи. Сейчас у нас в проекте строительство листер-бота около десяти метров в длину. Пока что у него нет собственного названия, но оно появится позже. Спустить этот листер-бот на Белое море мы планируем в следующую навигацию.
Для студентов и преподавателей воссоздание старинных кораблей и лодок не только практика по специальности, но и важный исторический эксперимент.
В лаборатории занимается до десяти студентов. Мы специально ищем оригинальные чертежи исторических малых судов и воссоздаем полноразмерные модели. С 2006 года мы уже изготовили восемь лодок. Все они испытаны волной, мы сами на них выходим на воду. Сейчас у нас в работе «Новоладожский ботик» (ботик — небольшое парусное или парусно-гребное судно. — Ред.). Лодки, которые находятся в музеях, не могут быть спущены на воду. А наши точные копии — могут. Поэтому для нас это своего рода исторический эксперимент.
По словам Тараса Тюпко, «Новоладожский ботик» не единственное судно, которое появится в ближайшее время. В планах реализация и других проектов.
Во время осады Норвегии шведы захватили в качестве трофея одну лодку. Сейчас она находится в запасниках их музея под названием «Лодка Петра I». Вот очень хочется сделать эту модель и покрасоваться на ней! И осенью мы планируем строительство еще одной полноразмерной модели — листер-бота «Сумский Посад». В России сохранился лишь один экземпляр судна, подаренный жителям Сумского Посада великим князем Алексеем Александровичем, сыном Александра II. Его-то мы и воссоздадим.
Готовые лодки хранятся в мастерской, но в период навигации команда из студентов и преподавателя занимается изучением поведения судна на воде. Так, лодка «Святая Татьяна» преодолела тысячи километров водным путем: Белое море, Онежское и Ладожское озера. Также воссозданные корабли ежегодно принимают участие в Кижской регате — фестивале в музее-заповеднике «Кижи».
Видео
Создание старинных судов по уникальным чертежам в Петрозаводске
Видео: Vesti Karelia/YouTube
Вот это я понимаю, дипломная работа. Не то, что сухие цифры и подсчёты или вымышленные предприятия. Тут всё наглядно, понятно, а главное интересно.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе