Украл, выпил — в тюрьму. Подросткам-правонарушителям в Карелии предлагают альтернативу этой традиционной схеме. Теперь человек, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, имеет шанс избежать скамьи подсудимых, если помирится с потерпевшим и загладит вину.
В Карелии начала работу служба примирения по уголовным делам с участием несовершеннолетних. На вооружение в республике взяли финский опыт. В соседней стране практика досудебного разрешения конфликтов используется давно, а для России это пока что ноу-хау.
В Финляндии такой опыт внесудебного разрешения конфликтов по преступлениям, связанным с молодежью, насчитывает уже 20 лет. С 2006 года работа служб примирения была закреплена законодательно. Договориться по-хорошему правонарушителю и потерпевшему помогает специалист, который называется медиатором. Как правило, это человек с психологическим образованием, нередко работающий на волонтерских началах. Сотрудники полиции выступать медиаторами не могут.
С каждым годом, особенно после принятия закона, когда эта деятельность стала официальной на государственном уровне, количество дел, рассматриваемых по процедуре примирения, растет.
Служба примирения может предложить сторонам конфликта разные выходы. Например, в одной из финских провинций был такой случай: паренек после ночной дискотеки решил прокатить девушку на мотоцикле. Правда, не на своем, а на соседском. И на тот момент не задумался, что уголовный кодекс квалифицирует это как угон. Когда правонарушителя поймали, дело было передано в службу примирения.
Больше всего подросток, который жил в малообеспеченной семье, боялся, что хозяин мотоцикла потребует материального возмещения ущерба. Но тот, в свою очередь, после беседы с психологом отказался от этой мысли, тем более что транспорт ему вернули в исправном состоянии. В итоге стороны сошлись на таком наказании, как комендантский час: в течение года подростку пришлось с десяти вечера до шести утра сидеть дома.
Кто-то, наверное, сочтет такое наказание слишком мягким. Что ж, возможны и другие варианты. Скажем, совершивший кражу из автомобиля молодой человек теперь отрабатывает ущерб — трудится под руководством потерпевшего, владельца строительной фирмы. Причем трудится так хорошо, что хозяин уже подумывает взять его к себе на постоянную работу, тем более что юноша учится на экскаваторщика.
От того, что ему дадут срок и он будет сидеть на зоне, толку не будет. Лучше, чтобы парень отработал и осознал, как деньги зарабатываются.
Этот пример — уже из практики петрозаводской службы примирения. Она начала действовать в рамках международного проекта «Примирение: российско-финляндский проект развития внесудебного разрешения конфликтов». Программа реализуется Юниорским союзом и Петрозаводским городским судом. В службу примирения передано уже 22 дела, пять из них завершились благополучно: сторонам удалось договориться между собой.
Сама процедура выглядит так: пострадавший и правонарушитель подписывают примирительный договор. В нем прописывается, к какому решению пришли стороны. Если речь идет о возмещении материального ущерба, то указывается, когда и в каком размере это будет сделано. Полной индульгенцией для правонарушителя этот документ не является. Но полиция, инспекция по делам несовершеннолетних или суд могут учесть договор при рассмотрении уголовного дела.
Для многих потерпевших такой путь приемлем также еще и потому, что трудные подростки — это нередко дети из социально неблагополучных, бедных семей. И рассчитывать на то, что родители смогут в полной мере компенсировать ущерб, все равно не приходится.
Фактически все подростки, доставленные в отделы полиции за совершение мелких хищений, не имеют самостоятельного заработка, в связи с чем наказанию за данное правонарушение, а именно штрафу от 1000 рублей до пятикратной стоимости похищенного, подвергаются их родители.
Конечно, в службу примирения не могут попасть дела, связанные с тяжкими преступлениями: убийствами, разбоем, изнасилованиями, торговле наркотиками. Но в сфере профилактики мелких правонарушений внесудебное разрешение конфликтов дает хороший результат, уверены финские специалисты. Примирение — это в первую очередь способ социальной реабилитации трудных подростков. На первый план выходит не наказание, а вопрос, как помочь юному правонарушителю вернуться в общество.
Для Карелии проблема более чем актуальна. В республике в последнее время наблюдается настоящий всплеск подростковой преступности. Ее уровень с начала этого года в столице республики вырос на 60%. Большую часть преступлений составляют имущественные — кражи и угоны автомобилей, а основной возраст правонарушителей — 16–17 лет. Предпринятые меры, в частности введение «комендантского часа» для подростков, которые не имеют права появляться в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых, эффекта не дали. Насколько поможет профилактике таких преступлений служба примирения, покажет время.
Видео
Очень благодарна создателям такой инициативы. Сама бы никогда не справилась со своей дочкой. А теперь есть надежда.
Не знаю, что из этого получится. Хорошо, если кого-то спасут от зоны… Но на самом деле мне кажется, что все это останется только на бумаге.
Как педагог, работающий с подростками, могу сказать, что это очень поможет воспитанию. Хороший проект. И пусть ребятки перевоспитываются.