Из глубины времен. В Карелии восстановят затонувший корабль XVIII века

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

В Карелии отреставрируют затонувшее в Ладожском озере старинное торговое судно, обнаруженное три года назад после сильного шторма. Восстановительными работами займутся карельские корабелы. Однако оказалось, что не все эксперты уверены в целесообразности реставрации.

На заседании комиссии Морской коллегии при правительстве РФ постановили отреставрировать старинное торговое судно, найденное на берегу Ладожского озера три года назад. В октябре 2009 года бушевавший на Ладожском озере два дня шторм выбросил на побережье Олонецкого района остов затонувшего более века назад деревянного судна. Первыми находку обнаружили местные рыбаки, которые поставили в известность районные власти, а те, в свою очередь, вызвали на место экспертов.

Волны выбросили на берег подводную часть корпуса корабля длиной около 30 м, а шириной 7 м. Остов неплохо сохранился, особенно носовая часть длиной в 15 м. На побережье рядом с судном нашлись и его более мелкие фрагменты, выброшенные тем же штормом.

Если это сокровище, тайна веков, поднялось со дна моря такая жемчужина — будьте любезны хоть сохранить удивительный экспонат.

Прислала
Наталья Гребнева

Первоначально предположили, что это обломки военного фрегата петровских времен (возможно, на такую мысль наводили размеры корпуса, сопоставимые с 30-пушечным фрегатом того периода), но эту теорию ученые быстро опровергли.

Научный сотрудник музея-заповедника «Кижи», ветеран морского клуба «Полярный Одиссей» Юрий Наумов классифицирует затонувшее судно как торговый галеас, построенный карельскими мастерами на Олонецкой верфи в XVIII столетии. Сохранность корпуса обеспечили холодные воды озера и отсутствие доступа кислорода к корабельной древесине. А вот на берегу судно стало довольно быстро разрушаться: что не успевал сделать свежий воздух, довершили «умелые» руки местных жителей, отпиливших некоторые части корпуса то ли на дрова, то ли на долгую память. В настоящее время корпус разобран на мелкие части и хранится в сарае неподалеку от места находки. Несмотря на то что он уже защищен от местных вандалов, условия его хранения не соответствуют нормам.

Предполагается, что восстановление судна будет поручено Карельскому морскому центру, чьи мастера располагают необходимым опытом. После реставрационных работ судно выставят на набережной Петрозаводска в специальном павильоне музея «Кижи» с экспозицией истории судоходства.

Тем не менее единодушия по поводу классификации выброшенного на олонецкий берег судна среди экспертов нет. Так, по мнению некоторых специалистов, обломки имеют сомнительную историческую ценность.

Прислала
Наталья Гребнева

Найденное на берегу Ладоги судно, судя по всему, не галеас, а обычная баржа для перевозки грузов. Построили ее не в XVIII столетии, а в последней четверти XIX века. Такие суда производились практически в промышленных масштабах, так что я не уверен в исторической значимости находки. У этого корабля нет имени, нет своей истории.

Впрочем, другие эксперты полагают, что в любом случае находка важна и ее необходимо сохранить. Между тем реставрация судна упирается в вопрос финансирования. На начальном этапе работ были допущены ошибки.

Корпус затонувшего корабля тогда разобрали на мелкие фрагменты, что затрудняет его восстановление. Как полагает Виктор Дмитриев, разумнее было бы разделить 30-метровый корпус всего на три части, пригодные для транспортировки в Петрозаводск.

Видео

Разумнее было бы направить финансирование на поддержание на плаву уже существующих кораблей. В настоящее время в критическом состоянии находятся реплики исторических судов, построенные морским центром, — коч «Помор» и лодия «Любовь». Эти суда, помимо того что отражают важнейшие вехи в истории русского мореплавания, еще имеют и свою богатую историю.

Справка SmartNews

Коч «Помор» был спущен на воду в 1987 году и стал первой в СССР натуральной моделью древнего поморского судна, предназначенного для плавания в северных морях. Реплика сохранила все особенности судов этого типа. «Любовь», представляющая собой копию древнерусской боевой парусно-гребной лодии IXXII веков, была построена в 1990 году и участвовала в международном культурном проекте «Паломничестве на Святую землю».

Можно было бы и в олонецком музее оставить, не все же в Петрозаводск тащить. Да и великоват он для набережной.

Ценность восстановленного судна будет несомненной, если не с позиции его исторической значимости, то для привлечения туристов — это же деревянный корабль, который минимум целые сто лет пролежал на дне озера.

Прислал
Роман Кравчук

Мне кажется, что было бы целесообразнее судно оставить в том виде, в каком есть, и, если уж так хочется, построить копию.

Автор

Александр Алексеев

Над статьей работали

Роман Кравчук, Дарья Полковая, Наталья Гребнева

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Лена Бородуля 28 марта 2013, 11:30

когда голландцы восстанавливали "Батавию" - они решали вопросы финансирования заработанными средствами на туризме к месту ведения восстановительных работ в том числе, умело организовав экскурсии с лекциями по истории голландского как военного, так и торгового флота, плюс добровольные пожертвования в фонд по реконструкции "Батавии", а уж как это помогало в работе с детьми, развитии их информированности в родной истории, летние добровольные практики на восстановительных работах - и говорить не приходится.. да там любой мог оставаться хоть на день, хоть на сколько - и поучаствовать своими силами в реставрации судна. Многие очень ехали туда и для такого тоже!

волей-неволей подумаешь, - что вот если бы с той баржи чего прокричали значимого в нашей новейшей истории, или бабахнули чем - вот тогда возможно и нашлась бы и группа поддержки, и выделение средств Центра..

- а так, ну чего там украдёшь!..))) сплошная головная боль и расходы, которые разумеется - "не имеют никакой исторической ценности".. - как и материальной впрочем , и пиара с того чиновникам политического нет никакого....

Отмечено
редакцией

Роман Кравчук 28 марта 2013, 12:38, Изменено: 28 марта 2013, 13:47

Мне кажется, что было бы целесообразнее судно оставить в том виде, в каком есть, и, если уж так хочется, построить копию.

Анатолий Губарев 28 марта 2013, 14:27

Именно на таких находках проверяется истинность пословицы: "Русские долго запрягают, быстро ездят, но при этом сильно тормозят!" О том, что случайно найденный памятник нужно спасти от вандалов, вспоминают, когда от памятника буквально всё, что только может пригодиться в хозяйстве. Причём вспоминают лишь затем, чтобы попрекнуть прежних руководителей, мол, какие они были нерадивые да нерасторопные. Тормознутые, одним, словом!

Никита Березин 28 марта 2013, 15:50

А что тут вообще можно восстанавливать, это же старый гнилой остов, в процессе так называемого восстановления он может просто развалиться.

Борис Тихонов 28 марта 2013, 18:20

Этот корабль - он сам по себе историческая ценность, без каких-либо восстановлений, и лучше бы деньги, которые будут потрачены на его восстановление, потратить на поддержание тех судов, которые сейчас на праву.

Никита Облонский 28 марта 2013, 18:28

Восстанавливать старинные суда - это хорошая практика, как минимум, это привлечет туристов, так что восстановление окупит затраченные на него деньги. Людям интереснее смотреть на целое судно, а не на его остов.

Владимир Доценко 29 марта 2013, 07:53

Законсервировать и поставить в музей. Рядом можно поставить небольшую востоновленную копию. Уже достали с кое как отреставрированными новоделами

Добавить комментарий

Новое на сайте