Фото: karjalan.ru
В Карелии отреставрируют затонувшее в Ладожском озере старинное торговое судно, обнаруженное три года назад после сильного шторма. Восстановительными работами займутся карельские корабелы. Однако оказалось, что не все эксперты уверены в целесообразности реставрации.
На заседании комиссии Морской коллегии при правительстве РФ постановили отреставрировать старинное торговое судно, найденное на берегу Ладожского озера три года назад. В октябре 2009 года бушевавший на Ладожском озере два дня шторм выбросил на побережье Олонецкого района остов затонувшего более века назад деревянного судна. Первыми находку обнаружили местные рыбаки, которые поставили в известность районные власти, а те, в свою очередь, вызвали на место экспертов.
Волны выбросили на берег подводную часть корпуса корабля длиной около 30 м, а шириной 7 м. Остов неплохо сохранился, особенно носовая часть длиной в 15 м. На побережье рядом с судном нашлись и его более мелкие фрагменты, выброшенные тем же штормом.
Если это сокровище, тайна веков, поднялось со дна моря такая жемчужина — будьте любезны хоть сохранить удивительный экспонат.
Судно на берегу Ладоги. Фото: Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия
Первоначально предположили, что это обломки военного фрегата петровских времен (возможно, на такую мысль наводили размеры корпуса, сопоставимые с 30-пушечным фрегатом того периода), но эту теорию ученые быстро опровергли.
Научный сотрудник музея-заповедника «Кижи», ветеран морского клуба «Полярный Одиссей» Юрий Наумов классифицирует затонувшее судно как торговый галеас, построенный карельскими мастерами на Олонецкой верфи в XVIII столетии. Сохранность корпуса обеспечили холодные воды озера и отсутствие доступа кислорода к корабельной древесине. А вот на берегу судно стало довольно быстро разрушаться: что не успевал сделать свежий воздух, довершили «умелые» руки местных жителей, отпиливших некоторые части корпуса то ли на дрова, то ли на долгую память. В настоящее время корпус разобран на мелкие части и хранится в сарае неподалеку от места находки. Несмотря на то что он уже защищен от местных вандалов, условия его хранения не соответствуют нормам.
Предполагается, что восстановление судна будет поручено Карельскому морскому центру, чьи мастера располагают необходимым опытом. После реставрационных работ судно выставят на набережной Петрозаводска в специальном павильоне музея «Кижи» с экспозицией истории судоходства.
Тем не менее единодушия по поводу классификации выброшенного на олонецкий берег судна среди экспертов нет. Так, по мнению некоторых специалистов, обломки имеют сомнительную историческую ценность.
Части судна на складе временного хранения. Фото: Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия
Найденное на берегу Ладоги судно, судя по всему, не галеас, а обычная баржа для перевозки грузов. Построили ее не в XVIII столетии, а в последней четверти XIX века. Такие суда производились практически в промышленных масштабах, так что я не уверен в исторической значимости находки. У этого корабля нет имени, нет своей истории.
Впрочем, другие эксперты полагают, что в любом случае находка важна и ее необходимо сохранить. Между тем реставрация судна упирается в вопрос финансирования. На начальном этапе работ были допущены ошибки.
Корпус затонувшего корабля тогда разобрали на мелкие фрагменты, что затрудняет его восстановление. Как полагает Виктор Дмитриев, разумнее было бы разделить 30-метровый корпус всего на три части, пригодные для транспортировки в Петрозаводск.
Видео
Разумнее было бы направить финансирование на поддержание на плаву уже существующих кораблей. В настоящее время в критическом состоянии находятся реплики исторических судов, построенные морским центром, — коч «Помор» и лодия «Любовь». Эти суда, помимо того что отражают важнейшие вехи в истории русского мореплавания, еще имеют и свою богатую историю.
Справка SmartNews
Коч «Помор» был спущен на воду в 1987 году и стал первой в СССР натуральной моделью древнего поморского судна, предназначенного для плавания в северных морях. Реплика сохранила все особенности судов этого типа. «Любовь», представляющая собой копию древнерусской боевой парусно-гребной лодии IX–XII веков, была построена в 1990 году и участвовала в международном культурном проекте «Паломничестве на Святую землю».
Можно было бы и в олонецком музее оставить, не все же в Петрозаводск тащить. Да и великоват он для набережной.
Ценность восстановленного судна будет несомненной, если не с позиции его исторической значимости, то для привлечения туристов — это же деревянный корабль, который минимум целые сто лет пролежал на дне озера.
Мне кажется, что было бы целесообразнее судно оставить в том виде, в каком есть, и, если уж так хочется, построить копию.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе