Часовня Георгия Победоносца (кон. XVII в.). Одна из старейших сохранившихся часовен Заонежья. Фото: woodenheritage.ru
В Карелии создают школу плотников-реставраторов. Большинство старинных деревянных церквей в республике находятся в аварийном состоянии. Часто восстановлением занимаются энтузиасты, у которых нет достаточных знаний и опыта, поэтому появление таких школ в итоге поможет сохранить не одно творение мастеров прошлого. SmartNews пообщался с зодчими и выяснил, каким памятникам деревянного зодчества Карелии необходима срочная реставрация.
В Карелии готовят мастеров, способных восстановить многочисленные памятники деревянного зодчества на территории республики. Руководитель школы Петр Карелин сам называет обучение других одним из главных дел своей жизни. Начинавшие работать под его началом мастера сейчас трудятся на реставрационных объектах по всей стране, в том числе в национальном музее-заповеднике Кижи. Курсы, которые проводит зодчий в поселке Матросы Пряжинского района, были созданы, чтобы найти новых кандидатов для обучения такой редкой и непростой работе, как ремесло плотника-реставратора.
Наши занятия будут проходить до конца июля, мы до сих пор набираем новых людей и будем рады любому. Эти занятия в первую очередь носят культурно-просветительский аспект. Однако те немногие, кто готовы будут пойти дальше, — имеют хорошие шансы стать настоящими мастерами. Если из десяти пришедших на занятия человек хотя бы двое останутся с нами, то уже это отличный результат.
Я знаю, что Петр Карелин занимается и современным строительством. И могу сказать по этому поводу, что очень важно разделять занятие современным строительством и реставрацию. Современная архитектура подразумевает, что мы должны забыть всё придуманное раньше, а для реставрации, напротив, — вспомнить и понять забытое: понять то время, материал, конструкции, инструмент. Мы должны увидеть всё то, что сохранилось в памятнике, всю ту информацию, которую он донес до нас, и воспроизвести ее во время работы.
На реставрацию одного деревянного храма уходит несколько лет упорной работы. Связано это с тем, что большинство из сохранившихся памятников требует капитального ремонта, который возможен только при условии так называемой переборки храма — замены сгнивших или сломанных элементов новыми, для чего порой приходится разбирать строение до основания.
Переборка. Фото: seredina77.livejournal.com
Состояние, в котором находится деревянная архитектура, не оставляет нам иного варианта для существования. Сказать, что объекты находятся в аварийном состоянии, значит не сказать ничего. Углы сгнили все. Поэтому какой-либо иной способ, кроме перебора, неприемлем. Ровно такая же ситуация была и в Кижах. Но мы используем метод перебора не так, как это делали раньше. Например, памятник XVI века ремонтировали мастера из XVIII века — они уже делали иначе, они делали ремонт, проводя работы не в соответствии с канонами XVI века, а так, как умели. Умудренные опытом, мы пытаемся изучить всё, что было сделано, выявить все слои работы разных времен и сохранить их — меняя инструменты, меняя конструкции. Мы стремимся воссоздать памятники в таком виде, в каком их меняла жизнь. Это на данный момент и называется реставрацией.
— В принципе, хорошие реставраторы всегда нужны, но нынешняя наша система работ очень неблагоприятная для правильной организации реставрации — это система заказов, конкурсов, которая, порой, на корню убивает все существующие принципы и методики реставрации. Хорошему мастеру всегда можно найти работу, но надо еще уметь работать в бригаде и быть готовым к частым и не всегда комфортным командировкам (это тоже не всех устраивает). У нас делались и делаются попытки таких обучающих курсов и с участием иностранных специалистов, и наших. Я принимала в них участие: некоторые результаты есть, но пока в этом деле больше проблем, чем позитива.
В России немало людей, обеспокоенных судьбой деревянного зодчества. Такими энтузиастами, например, был создан проект «Общее дело». Волонтеры из Москвы ежегодно совершают десятки экспедиций на Русский Север, где они описывают объекты, нуждающиеся в реставрации, а также проводят консервационные и противоаварийные работы.
Однако участники проекта непрофессионалы, а потому в сферу их деятельности попадают лишь те храмы, которые были созданы уже в XX веке и нечасто представляют значительный интерес для историков архитектуры и реставраторов.
По мнению отца Алексея, руководителя проекта, успешность школы зодчества зависит от терпения того человека, который ее открывает, но даже если она не просуществует долго, польза от нее будет очень велика.
Мероприятие это правильное, нужное, ведь мы, не сохраняя прошлое, не будем иметь будущего. Если не удивляться и не сохранять то, что создали наши предшественники, что признано уникальным во всем мире, мы потеряем национальную идентичность, потеряем основания для духовной жизни.
Профессиональное обучение новых плотников-реставраторов тем более актуально, если вспомнить о том, насколько плотно приковано общественное внимание сейчас к одной из главных достопримечательностей Карелии. Совсем недавно музей-заповедник Кижи вышел во второй этап конкурса главных достопримечательностей России. Сейчас он расположился на 19-м месте общего рейтинга, голосование продолжается.
XX век показал, что если мы, проводя работы на памятниках, не используем исконного исторического ремесла — памятник становится мертвым. Сегодняшним инструментом было бы несложно заново сделать даже Кижи, но смотреть там будет не на что. Нас восхищает то ремесло, с которым это делали, и с тем набором инструмента, которым пользовались. Каждому памятнику присущи свои особенности, как региональные, так и авторские. Тогда не было ремесленных книг, и навыки передавались из уст в уста, от деда к внуку. Поэтому когда мы смотрим на памятник, мы сразу видим, где была чья рука, — это заметно не только по конструкции, но даже в разных соединениях углов. Если же делать всё под одну гребенку, то получится макет, копия, новодел — называйте как угодно, но это точно уже не будет памятник.
Видео
Видео пользователя MrPeresvet
В соцсети «ВКонтакте» уже несколько лет существует группа «Деревянная архитектура Карелии. Puwhiine perti». На ее страницах можно найти большую часть известных памятников деревянного зодчества Карелии с подробным описанием их современного состояния и мест, в которых они расположены.
Кроме того, участники группы собрали большое количество исторических и архивных материалов, посвященных карельскому зодчеству, дореволюционные фотографии и выписки из газет. Ее организатор, Александр Яковлев, потомок онежских карелов, с детства работал с деревом, был плотником и столяром, а в настоящее время изучает азы мастерства своих предков и результаты их труда.
Просто в какой-то момент стало понятно, что всё нажитое прошлыми поколениями уходит и осталось очень мало времени, чтобы хоть что-то сохранить. Большинство данных, собранных мной, я находил в интернете и за время поисков успел убедиться в том, что найти можно абсолютно всё, что нужно для работы, если уделять этому должное внимание. Также достаточно хороших людей, которые помогают пополнять собранные мной данные.
Если храм находится в запустении, он не влияет на духовное состояние местных жителей. Для большинства храмы — это бывшие клубы, столовые, склады. Чтобы люди начали относиться к нему иначе, нужно вернуть храм к жизни.
SmartNews нашел несколько объектов деревянного зодчества Карелии, которые, возможно, предстоит восстановить будущим плотникам-реставраторам.
Деревянные храмы Карелии
Деревянные постройки очень быстро ветшают, могли бы раньше заняться этим вопросом, если учесть, что на реставрацию только одного храма уходит несколько лет.
Плотник-реставратор – это непросто. Придется перелопатить немало народу, чтобы найти действительно способных обучаться.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе