Создан макет средневекового Псковского кремля. Его размер — 16,5 кв. м, выполнен в масштабе 1:88, его делали больше десяти лет. Этот макет чуть ли не самый большой из ныне существующих.
Уменьшенная копия Псковского кремля создавалась по материалам диссертации академика архитектуры Геннадия Мокеева «Столичный центр вечевого Пскова». Мокеев защитил ее еще в 1981 году. Псковичи вспомнили об этой научной работе в 1999-м, когда праздновали 300-летие своей главной святыни, находящейся в Псковском кремле и, по преданию, построенной самой княгиней Ольгой. Речь идет о Троицком соборе. Именно тогда у ныне покойного псковского краеведа Евгения Матвеева возникла идея создать по чертежам и описаниям Мокеева трехмерный макет средневекового кремля.
Это ведь именно Евгений Петрович пригласил в Псков Геннадий Мокеева, именно он познакомил академика с настоятелем Троицкого собора Иоанном Мухановым, именно он уговорил московского ученого подарить псковичам свои наработки, а также именно он придумал делать по этим наработкам макет.
За дело взялся известный в Санкт-Петербурге художник Николай Тимофеев, которого псковичам отрекомендовали как одного из лучших в России макетчиков. Он трудился над макетом Псковского кремля пять лет, но так и не успел завершить начатое. К несчастью, художник умер. Недоделанный макет какое-то время пылился в колокольне Троицкого собора, пока в 2009 году его не увидел новый старший научный сотрудник паломнического центра Псковской епархии «Вертоград» Андрей Дерягин.
Даже в незавершенном виде макет Псковского кремля производил ошеломляющее впечатление. Это была грандиозная работа. Когда мы решили ее доделать, то обнаружили, что человека, равного по таланту и умению покойному Николаю Тимофееву, нам просто не найти. Макетные мастерские Москвы, Санкт-Петербурга и Твери запрашивали за эту работу немыслимые для нашего паломнического центра деньги. Поэтому нам поневоле пришлось создавать псковскую макетную школу и сколачивать целую команду энтузиастов, которые изобрели все использованные нами технологии буквально с нуля.
Сперва возобновившимися работами по созданию макета Псковского кремля руководил архитектор Александр Хорлунов. Во время летней практики к нему присоединились учащиеся строительного колледжа Олеся Булыненкова, Алина Балбышева, Алена Ткачева, Татьяна Разумова, Анна Мыцул, Евгения Пантилеева. Они помогали делать макет и после того, как их учебная практика закончилась.
В 2010 году за макет взялись архитектор Ирина Ромм и дизайнер Светлана Капошина. В 2011 году работу продолжили художник Александр Коростылев и архитектор Алексей Кузьмин. В конце концов Алексей Кузьмин стал главным архитектором проекта. Завершить начатое ему помогли Станислав Куликов и Александр Иванов.
В процессе работы выяснилось, что Николай Тимофеев, по-видимому, создавал не вполне трехмерный макет, а нечто вроде диорамы, которая бы служила передним планом для живописного полотна. Наверное, поэтому он делал свой макет на плоской основе, тогда как на самом деле Псковский кремль расположен на высоком мысу между двумя реками со значительными перепадами высот.
Решив делать трехмерный панорамный макет, команда Андрея Дерягина перво-наперво принялась за переделку рельефа. Приглашенный из Москвы для консультации академик Геннадий Мокеев был приятно удивлен тем, что псковичи не забросили идею с макетом по мотивам его диссертации, и всячески их в этом поддержал. Кроме того, он посоветовал им делать не только панорамный, но и полноцветный макет, тогда как сделанные Тимофеевым заготовки были монохромными.
Идея делать макет в цвете новой команде понравилась, но все попытки раскрасить имеющиеся заготовки потерпели неудачу. Поэтому новым макетчикам пришлось переделывать купола церквей и шатры башен. При этом они смогли исправить множество допущенных Николаем Тимофеевым фактических ошибок.
Первый вариант макета, каким я увидел его в 2009 году, не выдерживал никакой критики и содержал огромное количество грубых ошибок. По правде сказать, я тогда не верил, что их можно исправить. И поэтому поистине впечатлен проделанной с тех пор работой. Конечно, мы доподлинно не знаем, а можем только предполагать, как выглядел Псковский кремль в XV веке, но некоторые детали нам известны. И я очень рад, что мастера, которые работали над завершением макета, изо всех сил постарались учесть все замечания специалистов и постарались устранить явные несоответствия. Так что в сегодняшнем виде этот макет, хоть и является во многом фантазийным, все же имеет под собой солидную научную основу.
Действительно, в первоначальном варианте макет Псковского кремля немало повеселил знатоков древнего псковского зодчества. Они называли сделанные питерским художником шатры псковских башен «вигвамами» и забраковали все 22 изготовленных макетчиками в поте лица купола псковских храмов, потому что они не соответствовали традиционным ни по размерам, ни по фактуре.
Макетчики послушались экспертов и столько всего переделали, что от первого варианта макета в окончательном уцелело от силы 2,5 кв. м. Зато Псковский кремль, даже в том начисто забытом псковичами виде, каким он был шесть веков назад, стал узнаваемым и приобрел типично псковские черты.
Из чего этот миниатюрный Псковский кремль сделан? В основном из бумаги. Из коробок, в которые были упакованы итальянские фонари, которые недавно привезли для наружной подсветки настоящего, большого Псковского кремля. Когда выяснилось, что старые деревянные болванки куполов миниатюрных псковских храмов не соответствуют научным описаниям, новые выточили из капролона и потом заново покрыли «луженым железом» из раскрашенных бумажных чешуек. Дорожки на макете Псковского кремля вымощены японскими палочками для суши. Дрова сделаны из палочек для барбекю, трава — из синтепона. Все технологии были изобретены на месте, буквально с нуля. Архитекторы и дизайнеры изо дня в день покрывали несколькими слоями краски бумагу, добиваясь эффекта патины, вытачивали бревнышки для постройки клетей, пропитывали разнообразными красителями обыкновенный песок, пока «земля» на макете не стала выглядеть более или менее натуралистично.
Создателей этого макета можно только поздравить. Они проделали гигантскую работу. Молодцы. Я рад, что в свое время помог паломническому центру «Вертоград» с поисками архитектора для осуществления этого проекта и что Алексей Кузьмин справился со своей задачей как нельзя лучше.
Сделанный макет живет на втором этаже колокольни Троицкого собора в Псковском кремле. Епархия собирается открыть его для всеобщего обозрения в конце осени, когда будут завершены все работы по созданию небольшого соборного музея. Но многим псковичам уже сегодня не терпится увидеть Псковский кремль в миниатюре, каким он был в 1480 году, своими глазами. А те, кто видел, утверждают, что это превосходная работа.
Видео
Большой макет Псковского кремля
Сюжет «Вестей»