Большинство псковичей одобряют физическое наказание детей в воспитательных целях. Такой вывод сделали социологи Института регионального развития Псковской области. Причем сами исследователи были поражены такими данными и даже провели опрос заново — для верности, так сказать. Однако получили аналогичные результаты.
Исследование общественного мнения относительно применения физического воздействия на детей проводилось в двух городах Псковской области — в Пскове и Великих Луках. Результаты удивили социологов. Большинство родителей, как оказалось, не прочь отшлепать провинившегося ребенка. Причем жители областного центра относятся к вопросам воспитания жестче, чем те, кто проживает в области.
Исследование проводилось в Пскове, где были опрошены 800 человек, и в Великих Луках, где мы опросили 400 человек. Мы были не просто удивлены, а поражены результатами исследования. Особенно тем, как сильно отличаются данные по Пскову от данных по Великим Лукам. Пришлось даже в Великих Луках провести повторное исследование, которое в итоге подтвердило первоначальные результаты. Причины такого отношения к физическим наказаниям еще предстоит выяснить. Это предмет отдельного исследования.
Согласно данным, 76,8% мужчин из Пскова считают, что физические наказания положительно сказываются на воспитании мальчиков. С ними согласны 69,3% из числа опрошенных женщин. Применение силы в воспитании девочек одобряет 52,7% мужского населения. Женщины по отношению к дочерям еще более категоричны: физические наказания по отношению к девочкам поддерживают 56,4% представительниц прекрасного пола.
В Великих Луках результаты опроса оказались другими. Судя по ним, жители этого города относятся к воспитанию детей, особенно девочек, заметно мягче псковичей. Применение физических наказаний по отношению к мальчикам одобряют 52,6% мужчин и 45,8% женщин. Отшлепать или дать подзатыльник девочке — норма для 33,6% женщин и всего для 28% мужчин.
Мы не интересовались тем, как именно наказывают своих детей жители этих городов — шлепают или ставят в угол. Нас интересовало прежде всего, считают ли они нормальным применение физического воздействия в принципе. Надо также обратить внимание, что мужчин и женщин мы развели по разным группам, и это дало возможность установить еще одну закономерность: мужчины в своем большинстве поддерживают наказания мальчиков, тогда как большая доля женщин одобряют физические наказания для девочек. Это очень печально и тревожно. Понятно, что человек воспроизводит свой собственный опыт на своих детей.
Эксперты считают, что жестокость взрослых по отношению к детям связана со стрессом, вызванным загруженностью, например, на работе.
— Почему это характерно для нашего региона? Вероятно, все связано с тем, что он является дотационным. Многим приходится работать на нескольких работах, решать огромное количество бытовых проблем, и на ребенка не остается ни времени, ни сил. Когда родители загружены, находятся в стрессе, они начинают использовать методы, которые им кажутся быстрыми и эффективными. В итоге дети озлобляются и начинают воспринимать различные формы насилия как должное.
Статистические данные, полученные в результате исследования, теперь могут лечь в основу еще более масштабной аналитической работы, которая позволит выяснить, в чем же причины такого отношения псковичей к вопросам воспитания собственных детей, а также почему жители расположенного в 270 километрах от Пскова города Великие Луки относятся к вопросам воспитания значительно мягче.
— На самом деле в нашем регионе порка была традиционным инструментом воспитания, то есть применение физических наказаний во многом связано с традициями той или иной семьи. Физическое наказание — это признак воспитательской безысходности родителей. Их агрессия по отношению к ребенку, как правило, обостряется в кризисные периоды. Допустим, ребенок с чем-то не справляется, ведет себя плохо, а еще и в самой семье не все благополучно, родители эмоционально напряжены и сами находятся в кризисном состоянии. Если они еще и некомпетентны и не знают других инструментов воспитания, то под воздействием стресса перестают адекватно решать вопросы, начинают воздействовать на ребенка физически. При этом организм ребенка вырабатывает кортизол, гормон страха и стресса. Под его воздействием ребенок начинает вести себя еще более неадекватно, замедляется его развитие. Получается замкнутый круг. Ребенок ведет себя плохо, на него орут или наказывают, он еще больше напрягается, и происходит следующий виток, когда ситуация становится только хуже.
Справка SmartNews
В настоящее время телесные наказания детей законодательно запрещены в почти 30 странах, там, где они разрешены, этот вопрос по-прежнему вызывает много дискуссий, а где-то, в первую очередь в странах Африки и Ближнего Востока, телесные наказания детей узаконены. Более того, в тех государствах, где существуют запреты на физическое воздействие, запрещающие нормы и степени ответственности тоже очень сильно варьируются. Например, в Швеции телесные наказания являются уголовно наказуемыми, тогда как в соседней Норвегии еще несколько лет назад аккуратный шлепок сразу же после детского проступка был разрешен.
— Могу судить по своей практике. Проблема реально существует. Многие жители Пскова действительно применяют физические наказания по отношению к своим детям. К сожалению, это распространенное явление. В первую очередь это говорит о беспомощности родителей. Все дело в том, что у нас нет сложившегося института семейного воспитания. Попытки ввести такие программы предпринимались, но эксперимент в полной мере так и не состоялся. Есть много причин, по которым родители применяют физические наказания. Срабатывает традиционный фактор: такие методы кажутся родителям наиболее легким способом решения вопросов. Им кажется, что, когда они шлепают ребенка или ставят его в угол, проблема решается, но на самом деле это проблемы только усугубляет, у ребенка появляются комплексы. Тема очень актуальная, и хорошо, что она не остается без внимания.
Я, разумеется, против применения физического воздействия, но мне кажется, что его формы бывают очень разными. Побить или легонько шлепнуть по попе — это все же разные вещи. Как мама троих детей, могу сказать, что иногда легкий шлепок по мягкому месту помогает привести ребенка в чувство. Понятно, что эта мера — экстремальная, но в крайнем случае применить ее можно. На собственном опыте могу сказать, что иногда это помогает поставить точку в затянувшейся и необоснованной истерике. Сейчас все мои дети уже взрослые, и я вижу, что они выросли абсолютно нормальными людьми. Кстати, признаюсь, что по отношению к своей внучке я такие меры воздействия никогда не применяла. Она у меня умница.
Добавим, что вопросам влияния физического воздействия на детей в воспитательных целях посвящены сотни, если не тысячи различных научных трудов и исследований. Одни утверждают, что телесные наказания могут сказаться на будущем психологическом и эмоциональном здоровье ребенка, другие уверены, что несильные шлепки и затрещины, особенно в случаях с мальчиками, помогают их дисциплинировать и готовят к сложностям взрослой жизни. Правда, в России, и в Псковской области в частности, основной груз ответственности за воспитание детей, разумеется, лежит на плечах родителей, и зачастую границы допустимости подобного рода воспитательных методов определяют только они сами.
Видео
Воспитание детей. Возможно ли без наказаний воспитать ребенка?
Видео: 1educationtv/SmartNews
Ужас какой, какие жестокие люди живут в таком славном городе. Ребенка ни в коем случае нельзя подвергать телесным наказаниям. Если он плохо себя ведет, делает что-то не так, балуется, силой уговоров можно добиться гораздо больше. Найдя при этом правильные слова, естественно!




Я, разумеется, против применения физического воздействия, но мне кажется, что его формы бывают очень разными. Побить или легонько шлепнуть по попе — это все же разные вещи. Как мама троих детей, могу сказать, что иногда легкий шлепок по мягкому месту помогает привести ребенка в чувство. Понятно, что эта мера — экстремальная, но в крайнем случае применить ее можно. На собственном опыте могу сказать, что иногда это помогает поставить точку в затянувшейся и необоснованной истерике. Сейчас все мои дети уже взрослые, и я вижу, что они выросли абсолютно нормальными людьми. Кстати, признаюсь, что по отношению к своей внучке я такие меры воздействия никогда не применяла. Она у меня умница.
Евгения Иванова
Александр Истратов
Максим Ращупкин
Марта Узлова
Анатолий Дубинский
Анита Львова
Рафаєль В. Макаров









7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе