Псковские поисковики завершают реставрацию редкого танка времен Великой Отечественной войны. В мире оригинальных Т-28 сохранилось всего три: один в Москве и два в Финляндии. Причем ни один из них не может ездить. А псковская боевая машина, благодаря усилиям местных мастеров, уже сделала первые шаги.
Танк времен Великой Отечественной войны Т-28 восстанавливают в реставрационной мастерской под Псковом. Испытания ходовой части и двигателя прошли успешно. Над реконструкцией поисковики из клуба «Арьергард» работали в течение нескольких лет: искали недостающие детали, оригинальные элементы снаряжения и вооружения.
Корпус от Т-28, например, нашли в окрестностях поселка Лембалово Ленинградской области. Участники патриотического клуба «Сестрорецкий рубеж» вначале планировали разместить остов танка у себя в экспозиции, но затем согласились передать для ремонта и восстановления. А всю начинку реставраторам пришлось конструировать самостоятельно, воссоздавать по чертежам и схемам советского времени.
Все, что касается корпуса и башен, — это практически все сохранившиеся детали, то, что достали поисковики. А внутренняя часть — ходовая система танка, подвеска — восстанавливалась по чертежам, причем восстанавливалась в том виде, в каком она и должна быть. Работа инженеров была очень долгой и кропотливой. При этом, если говорить на языке реставраторов, комплектность танка оригинальными деталями крайне высока.
Уникальность этого танка еще и в том, что он — четвертый оставшийся в мире и единственный на ходу. Три других Т-28 находятся в музеях в Москве и в городе Парола в Финляндии. Поисковики надеются, что восстановленную машину удастся показать широкой публике в Пскове в майские праздники. Так, руководитель реставрационной мастерской Александр Коновалов предлагает открыть мини-экспозицию под открытым небом ко Дню Победы.
Было бы правильно и разумно, если бы в преддверии майских праздников мы дали возможность жителям города этот танк увидеть. В Пскове достаточно памятных мест. Он может быть размещен у монумента в честь первых побед Красной армии в Крестах. Это мое мнение и видение.
Безусловно, возможность участия техники времен Великой Отечественной войны в праздничных мероприятиях необходимо согласовать с городскими властями. Поисковики намерены обратиться в администрацию с соответствующей просьбой ближе к 9 мая, а чиновники в свою очередь готовы оказать необходимую помощь.
Конечно, мы поддержим. Дело в том, что у нас уже существовала такая практика. Например, несколько лет назад в параде Победы в Пскове участвовал грузовик-полуторка. Мы всегда приветствуем такие идеи. Я думаю, что это было бы очень неплохо — выставить на обозрение отреставрированный танк Т-28.
Затем танк отправится на постоянное хранение в музей военной техники «Боевая слава Урала» в город Верхняя Пышма. И как надеются реставраторы, он станет настоящей изюминкой коллекции — самой крупной в Уральском федеральном округе.
Хорошее дело — восстанавливать исторические танки. Мой дед какое-то время воевал на танке.
То, что тут наваяли — не Т-28, а реплика. На данный момент еще и некомплектная, да и вообще с левыми деталями. С исторической и технической точек зрения ценности — ноль. А был уникальный экспонат с историей.
Справка SmartNews
Танк Т-28 — трехбашенный советский средний танк, он выпускался на Кировском заводе в Ленинграде с 1933 до 1940 год. По сочетанию основных оценочных параметров — подвижности, вооружению и бронезащите — в 30-е годы XX века Т-28 был сильнейшим средним танком в мире. Всего было выпущено свыше 500 (по другим данным — свыше 600) боевых машин этого типа.
Видео
Испытание танка Т-28 в реставрационной мастерской «Арьергард»
Видео: Поисковый Клуб Арьергард/YouTube
2 комментария к материалу.