На одной волне. В Эстонии строят деревянную ладью для путешествий в Россию

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Эстонцы построят точную копию древней ладьи, предназначенную для туристических поездок. Планируется, что корабль, вмещающий несколько десятков человек, будет курсировать между Тарту и Псковом. Осталось самое сложное — получить разрешение пограничников.

Эмайыэское общество ладьи (юго-восточная Эстония) начало строительство ладьи древних эстонцев, сообщает республиканская общественно-правовая телерадиокорпорация ERR со ссылкой на руководителя общества и одного из строителей исторических судов Прийта Ягомяги. Верфь была создана в 2004 году и объединяет энтузиастов восстановления судоходства под парусом по реке Эмайыги (она впадает в Чудское озеро) и далее по всей акватории.

По словам Ягомяги, начало строительства «ладьи древних эстонцев» приурочено к 170-летию первого плавания в Чудском озере колесного парохода. Само строительство может занять до двух лет, так как производится исключительно за счет средств и сил энтузиастов. Двухмачтовая ладья сможет вместить до 60 пассажиров и членов экипажа в случае однодневного путешествия и 36 человек — при ночевке на борту судна. В перспективе создатели ладьи надеются наладить регулярное сообщение между Тарту и Псковом, однако пока соответствующего разрешения российских пограничников не получено.

Идея возобновления водного сообщения между Псковом и Тарту насчитывает уже не один год. Еще в советские времена каждый летний день между этими городами курсировали быстроходные «ракеты», чем несказанно радовали не только любителей прибалтийской экзотики — всего-то два часа пути. С приходом новых политических реалий прежним добрососедским отношениям был положен конец. Тем не менее региональное правительство не раз предпринимало попытки возобновить это сообщение. Во всяком случае, еще четыре года назад местные власти были как никогда близки к осуществлению этой идеи. Назывались даже конкретные сроки возобновления паромного сообщения между портом Сторожинец на Псковско-Чудском озере и эстонским городом Тарту. По словам тогдашнего председателя комитета по инвестициям областной администрации Дмитрия Разумова, «этот шаг позволил бы оживить туристические и деловые контакты между Эстонией и северо-западом России». 

Прислала
Наталья Гребнева

В свое время мы делали социологическое исследование, и его выводы были однозначны: развитие водного туризма должно начинаться именно в Пскове. Сторожинец — это был все-таки коммерческий проект, который преследовал интересы одной фирмы, которая была заинтересована в налаживании экономических контактов с Эстонией. Сейчас там в принципе все готово к работе, но для туристической сферы этот порт явно не приспособлен. Выход тут должен быть один: именно политическое решение проблемы, подкрепленное средствами инвестора. Желающие работать на этой ниве есть, но их, опять же, тормозит весь этот чиновничий футбол…

Справка SmartNews

Водное сообщение между Россией и Эстонией было прервано в 90-х годах после распада Советского Союза. Позитивный процесс пошел только в 1997-м, когда в деревне Сторожинец Гдовского района (120 км от областного центра. — Авт.) началось строительство нового речного порта. По первоначальным планам он мог бы взять на себя значительную часть грузопотоков из Эстонии, а также способствовать развитию российского экспорта. Строительство было завершено, и уже 18 декабря 2004-го правительство РФ выпустило официальное распоряжение об открытии речного порта Сторожинец для захода и обслуживания пассажирских и грузовых судов.

Прислала
Наталья Гребнева

Пристально следили за ходом строительства и на эстонской стороне, а возможные перспективы такого экономического узла обсуждались в том числе на специальной международной конференции «Псков — Тарту — Пярну: новая транспортная европейская линия» (2001 г.). В ней принимали участие не только представители Министерства транспорта Эстонии, но и гости из Евросоюза. Расчеты экономистов показывали: с вводом на российском берегу Чудского озера нового перевалочного пункта международная торговля получит мощный стимул для дальнейшего развития всего региона. Было, в частности, подсчитано: даже 10 рейсов в месяц барж, которые будут перевозить из России в Эстонию лес, удобрения, уголь и т. д., полностью окупят вложенные средства.

По итогам той встречи был создан специальный фонд, на счет которого из средств Евросоюза перечислили 1,5 млн эстонских крон. На эти деньги была начата реконструкция портовых сооружений в местечке Праага, что под Тарту. Они включали в себя терминалы, склады, помещения для таможенной службы, пограничников и даже арестантский домик, что тоже предусмотрено международными правилами. Заинтересованность в скорейшем начале навигации была очевидна, но прошло несколько лет, а проект по-прежнему не реализован. По единодушному мнению экспертов, этому мешает, скажем деликатно, различное понимание европейских и мировых проблем в России и Эстонии. Не добавило теплоты и то, что прибалтийский сосед является членом НАТО. Есть и другие чисто утилитарные соображения. 

Прислала
Наталья Гребнева

В логистическом плане порт Сторожинец, на мой взгляд, бесперспективен. Чтобы он успешно работал и, более того, приносил прибыль, необходимо как минимум с российской стороны протянуть туда железнодорожную ветку, а это в условиях кризиса очень затратный проект. Более выгодно развивать в этом плане Псковский порт, но тут опять же могут потребоваться серьезные капитальные вложения по расширению и углублению фарватера, что также нереально в обозримом будущем.

Сдержанно смотрят на развитие контактов такого рода и в областном комитете по культуре, считая, что, пока не разрешен вопрос о границе, обсуждение каких бы то ни было планов (даже самых интересных) не имеет смысла. Между тем если гора не идет к Магомету, то «Магомет» ищет другие пути выхода на российский туристический рынок. Во всяком случае, в Ассоциации туроператоров и туриндустрии северо-запада России нашему корреспонденту рассказали о том, что тартуские кораблестроители уже пытаются наладить контакты с новгородцами и в прошлом году уже совершили водный поход, пройдя путь (кое-где и волоком, как в древние века) до Ильмень-озера. Не опередили бы псковичей господа новгородцы… 

Прислала
Наталья Гребнева

— По приглашению эстонских коллег мне довелось побывать на этой судостроительной верфи. Они работают на грант от Евросоюза, но, помимо строительства древних судов, которые когда-то соединяли наши города, ведут просветительскую работу. В частности, проводят увлекательные экскурсии для школьников, в ходе которых рассказывают об уникальной природе края, но также пытаются решать и экологические проблемы. Саму идею возобновления такого вот сообщения между Тарту и Псковом (на ладьях, под парусом) я считаю чрезвычайно плодотворной. Она будет воспринята не только ностальгически (многие псковичи еще помнят экскурсии выходного дня в Тарту), но и полезна для подрастающего поколения. Не раз велись даже предварительные переговоры о перспективах таких контактов, но все упирается именно в государственную границу. Да, есть порт Сторожинец, но, по мнению силовых структур (той же таможни и пограничников), он не готов к эксплуатации. И дело тут не в злой воле людей в погонах — они люди военные и подчиняются приказам. Поэтому, на мой взгляд, тут должна быть именно политическая воля правительства региона и целеустремленность, чтобы попытаться разрешить эту проблему. Туризм является одним из основных направлений развития экономики региона, поэтому, мне кажется, нельзя упускать из виду и наши обширные акватории, чтобы расширить привычный диапазон отношений с нашими прибалтийскими соседями.

Видео

Прислал
Станислав Захаркин

Торговый представитель

Жителям Пскова самим же выгодно будет восстановить такое судоходство, от туристов не будет отбоя, кому же не хочется прокатиться в деревянной ладье, построенной полностью вручную, как в старину?

Автор

Сергей Некрасов

Над статьей работали

Станислав Захаркин, Надежда Сокирская, Наталья Гребнева

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Станислав Захаркин 7 марта 2013, 10:30, Изменено: 7 марта 2013, 10:38

Жителям Пскова самим же выгодно будет восстановить такое судоходство, от туристов не будет отбоя, кому же не хочется прокатиться в деревянной ладье, построенной полностью вручную, как в старину?

Никита Березин 7 марта 2013, 10:56

Проект интересный, не спорю, но ради одной ладьи, честно говоря, не думаю, кто кто-то будет сильно напрягаться, тем более наши погранцы. Вот если бы проект был более масштабный и его поддержали и с нашей стороны, дела могли бы обстоять иначе.

Алексей Громыкин 7 марта 2013, 11:41

Ну да, дело за малым, получить разрешение наших пограничников. Боюсь, что на этой точке проект и застопорится. А ведь было бы здорово открыть такой туристический маршрут.

Анастасия Мичурина 7 марта 2013, 14:03

Меня больше всего во всем этом поразило то, что верфь работает на голом энтузиазме, ладью собирают вручную, что называется, по одной досочке и по одному гвоздю.

Добавить комментарий

Новое на сайте