Фото: zspk.gov.ru
Донские чиновники разработали законопроект, касающийся малокомплектных школ в шахтерских поселках. Классы, где учится менее 12 человек, не будут закрывать. Более того, для таких школ создадут улучшенные условия, в частности, дополнительное финансирование.
Чтобы избежать закрытия малокомплектных школ, донские власти разработали проект областного закона «Об образовании в Ростовской области». Чиновники уверяют, что он положительно коснется школ шахтерских территорий и улучшит условия обучения школьников при низкой наполняемости классов. Причем будут сохранены не только малокомплектные школы, но и обычные сельские школы, если в них не менее половины классов будет иметь наполняемость ниже 12 человек. Финансироваться такие учреждения будут, как и малокомплектные, из расчета количества классов, а не количества обучающихся.
Помимо этого, в проекте расширен перечень мер социальной поддержки как самих учеников, так и педагогов, закреплено бесплатное обеспечение школьников учебниками. В Ростовской области самые проблемные на сегодняшний день — это шахтерские территории, такие как Красносулинский район, города Гуково, Зверево и другие. Причем два последних официально имеют статус моногорода, где всё жизнеобеспечние фактически держится на одном предприятии. Не лучше обстоят дела в Чертковском, Верхнедонском Кашарском, Ремонтненском, Дубовском и Шолоховском районах области. Именно здесь сосредоточено больше всего малокомплектных школ — около 70%.
К малокомплектным школам относятся те образовательные учреждения, где есть классы с количеством учащихся менее 12 человек. В данный момент проект о сохранении таких школ дорабатывается и скоро будет представлен на рассмотрение во втором чтении в Законодательном собрании Ростовской области. Также уже совсем скоро, 23 августа, в Ростове собирается педагогическая конференция на эту тему.
Фото: zspk.gov.ru/
Во многих сельских территориях объективно не хватает квалифицированных учителей. Эксперты отмечают, что уровень знаний учеников сельской школы не идет ни в какое сравнение со знаниями, полученными в городской школе. Доказательством тому служат примеры тестов ЕГЭ и ГИА.
Для сравнения: за последние три года семь детей малокомплектной школы № 10 города Таганрога получили 100 баллов по русскому языку и физике. В то время как в аналогичной школе Чертковского района области не нашлось ни одного стобалльника. Но сельские жители уже и не надеются на то, что из местных детей выйдут отличники. Они просят о том, чтобы их школу хотя бы не закрыли, так как для отдаленных территорий школа — это залог сохранения села. Ведь чтобы село имело право на жизнь, оно должно соответствовать хотя бы минимальным социальным критериям.
Эта проблема для нашего поселения стоит очень остро. На сегодняшний день у нас есть две малокомплектные школы — в селе Греково-Степановка и в хуторе Малая Лозовка. Детей здесь учится немного, в иные годы доходило даже до того, что в классе сидели три-пять человек. В эти школы детей с соседних хуторов возят автобусы. А старшеклассников одной из этих школ — Малой Лозовской — самих возят в другую школу, где есть 9, 10 и 11-й классы — Алексеево-Лозовскую, центральную в нашем поселении. Раньше даже нормальной дороги до этой школы не было, только грунтовая. Поэтому автобусу с детьми приходилось добираться в объезд по трассе около 20 км. Недавно нам выделили деньги, и мы уже приступили к строительству новой дороги с твердым покрытием. Так что теперь дети наконец-таки смогут доезжать к школе по безопасной дороге, а путь будет занимать всего 5 км. Мы также всеми силами пытаемся сохранить фермерские хозяйства, которые есть в поселении, чтобы у молодежи была работа. Нужно как-то остановить отток людей из сельской местности.
Проблема малокомплектных школ актуальна не только для донской территории, но и для других регионов страны. О необходимости ее срочного решения говорили жители Саратовской, Иркутской, Кировской и других областей России. За последние несколько лет ряд малокомплектных школ был закрыт в республике Татарстан и Башкирия.
Справка SmartNews
Малокомплектная школа — школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект.
У нас была возможность сравнить аккредитационные показатели с результатами аккредитационных экспертиз в малокомплектных школах в глубинке и школах, находящихся в более крупных населенных пунктах. И что же мы увидели? Разницу в мотивации к обучению у учащихся и в обеспеченности квалифицированными преподавательскими кадрами. Вывод: малокомплектным школам требуется особое внимание, потому что они — центр общественной и культурной жизни в селах и хуторах.
А учитель будет получать от количества учеников, а чтобы выжить, будет один «трудовик» — универсал на все предметы по совместительству.
Лишь бы детям не ходить в школу далеко — к чёрту на кулички.
Вместе с этим в последнее время правительство Ростовской области всё чаще заявляет о поддержке шахтерских моногородов, стараясь таким образом сократить отток населения и сохранить стратегически важные для области районы.
Видео
День шахтера в городе Гуково, Ростовская область (Александр Таловера, youtube.com)
Десять лет по всей России сокращали малокомплектные школы, деревни и сёла без них стремительно пустели. Теперь, видимо, хотя бы в Ростовской области опомнились. Хорошо, если что-то получится.
А качество образования в таких школах, при условии наличия настоящего педагога, умного, доброго и внимательного, бывает выше, чем в городских школах: детям стыдно плохо учиться у любимого педагога.
2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе