С 1 октября в Ростовской области появится телефонная консультация по русскому языку. Горячую линию запускает Центральная городская библиотека им. Горького города Батайска. Подобный эксперимент пройдет на Дону впервые.
Повышать уровень грамотности населения столь необычным способом придумали сами сотрудники библиотеки. Позвонив по городскому номеру 8 (863) 545-65-50, любой желающий сможет узнать правописание того или иного слова, уточнить правильную расстановку знаков препинания в предложении и задать другие интересующие его вопросы. Консультацию будут вести двое сотрудников библиотеки, которые являются профессиональными филологами с высшим образованием. В зале библиотеки будет организован специальный сектор, а работникам выданы отдельные ноутбуки и выделена телефонная линия. Срок работы новоиспеченной службы скорой помощи по русскому языку рассчитан на один год. Однако если эксперимент удастся и услуга будет востребована, телефонные консультации оставят насовсем.
Наш проект носит название «Русский язык на пять для детей и взрослых». Недавний «Тотальный диктант» показал, что в регионе с грамотностью большие проблемы, у молодежи она сейчас на уровне сленга. Кроме того, мы специально проводили социологический опрос среди жителей Дона и выяснили, что подобная служба может быть весьма востребованной для людей всех возрастов.
Сотрудники библиотеки надеются на успех своего проекта, даже несмотря на то, что сейчас ответы на многие вопросы можно найти в интернете. Батайчане уверены, что интернет, который пестрит рекламой и недостоверной информацией, никогда не сможет заменить консультацию живого специалиста. Кроме того, некоторые правила очень трудно найти в Сети, да и не у каждого дома есть интернет. Однако филологи не советуют бездумно использовать подсказки специалистов, они рекомендуют запоминать и хорошо осмысливать каждое правило.
— Неграмотность населения, к сожалению, растет, несмотря на всеобщую доступность образования, поэтому понятна задумка авторов данного проекта. Важно то, что консультировать всех желающих по вопросам русского языка будут специалисты-филологи — люди компетентные. Другое дело, что тем самым упрощается процесс поиска информации и самостоятельная деятельность сводится к нулю: зачем открывать словарь или учить правило, если можно позвонить и спросить? Но здесь уже вопрос личностной ответственности перед самим собой. Есть вопросы, ответ на которые трудно найти в словаре или невозможно, особенно это касается словоупотребления, в этих случаях обращение в службу вполне обоснованно.
Авторы идеи пояснили, что по горячей линии можно будет обратиться с вопросами, касающимися орфографии, синтаксиса, словоупотребления и т. д. Специалисты также помогут в грамотном составлении деловых записок, заявлений и коротких писем. Однако сотрудники библиотеки подчеркивают, что не занимаются составлением сочинений, курсовых, редактированием больших фрагментов текста. Специалисты отмечают, что создание деловых документов чаще всего вызывает трудности у жителей Дона.
Я сталкиваюсь с неграмотностью повсюду, начиная от соцсетей и заканчивая деловым общением. Даже руководители крупных компаний в официальных документах делают такие ошибки, что просто диву даешься. Все дело в том, что люди перестали читать, да и образование сейчас уже не то. Чтобы грамотно писать, нужно много читать — это самая действенная панацея. Телефонные консультации не помогут стать человеку грамотным, если он сам этого не хочет. Узнав какое-то правило, звонивший на следующий день его забудет. Поэтому лучше все-таки самому почаще заглядывать в словарь.
В этом году Алена стала единственным человеком в Ростове-на-Дону, написавшим диктант на отлично. В соседнем Краснодаре и Ставрополе на пять не написал ни один человек. Именно эти неутешительные показатели стали решающим фактором для батайских библиотекарей, которые самостоятельно решили бороться с неграмотностью.
Еще год назад мы в Батайске создали проект «Русский язык и культура речи в просветительской деятельности библиотеки». Проводились массовые мероприятия, где людям рассказывали о правилах русского языка, показывали видеоролики. Затем, после проведения соцопроса и «Тотального диктанта», решили запустить и второй блок проекта — телефонные консультации, которые стартуют уже со следующей недели.
Горячая линия по русскому языку будет работать с утра до вечера ежедневно, кроме пятницы. В будущем специалисты планируют консультировать людей с помощью скайпа, но без видео, а только с использованием голосовой связи. Создавая проект, авторы идеи консультировались со специалистами из других регионов, где похожий опыт уже успешно внедрен. Подобные горячие линии работают, как правило, на кафедрах вузов. Телефонные консультации по русскому языку, к примеру, уже десять лет практикуют в одном из институтов Магадана.
Видео
Движение граммар-наци в защиту чистоты русского языка
Видео: Йохан Келлер/vk.com
Отличная идея! Когда пытаешься в интернете посмотреть правописание какого-то слова, на тебя сваливается куча ненужной информации, найти нужное правило в этом ворохе писанины очень сложно. У каждого источника свои правила, и кому верить? Я лично больше доверяю живому филологу, нежели сайтам.
здорово. но молодежи, мне кажется, проще залезть в интернет — на ту же грамота.ру
да и в любом браузере сегодня есть поддержка правописания. я уже молчу о ворде. хорошо это или плохо, как влияет на грамотность, каждый решает сам
Теперь школьники будут на диктантах звонить, спрашивать, как слова пишутся. А вообще давно пора что-то подобное сделать, язык у нас непростой, много правил, исключений. всё в памяти не удержишь, особенно, когда учёбу закончили много лет назад.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе