Донских казаков могут признать отдельным народом. Если это произойдет, в графе «Национальность» в свидетельстве о рождении местные жители смогут написать «казак» или «казачка». Правда, недавно полученное заключение экспертов РАН дает основания полагать, что случится это не скоро.
На Дону сформирована специальная группа, которая занимается казачьим вопросом. Именно она направляет в соответствующие органы предложение о признании в России нового народа. Власти региона лично курируют многочисленные исследования, заседания. Ранее работники донских ЗАГСов отказывались вносить в свидетельство о рождении новую национальность. Однако проведенное в Москве исследование академиков РАН доказывает обоснованность требований казаков. В пользу последних ученые в своем письме приводят шесть аргументов.
Нагабайки (казаки татарского происхождения) в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» признаны коренным малочисленным народом Российской Федерации. Непризнание русскоязычных казаков как народа на этом фоне выглядит как акт дискриминации.
Академик подчеркивает, что казаки представлены отдельной строкой в перечне национальностей Всероссийской переписи населения и значатся как отдельный народ на карте «Народы Российской Федерации», изданной Министерством регионального развития, а также приводит ряд других фактов.
Ответ ученых обнадежил донских казаков, они уже направили запросы в соответствующие ведомства. В своих письмах ростовчане просят Росстандарт и Росстат поддержать обращения казаков о внесение в раздел 3 Общероссийского классификатора информации о населении (ОКИН) позиции «казаки».
Между тем эксперты опасаются, что создание новой национальности повлечет за собой негативные последствия из-за давнего противостояния казаков потомственных и казаков реестровых. Первых считают истинными продолжателями казачьих традиций, настоящими представителями казачьего этноса. Они не несут службу и предпочитают жить обособленно, не ввязываясь ни в какие политические вопросы. Вторые же, будучи казаками не от рождения, становятся таковыми по собственному желанию: регистрируются, несут государственную службу, участвуют в общественных работах. По сути, стать реестровым казаком может каждый, кто имеет паспорт. Путаница в том, кто же на самом деле является казаком, а кто нет, вызывает много споров.
Нельзя забывать, что за заявлением «я — казак» должна стоять культура, и культура этническая. Смена образа жизни влечет за собой и смену этничности. Поиск собственных корней делает жизнь человека увереннее, надежнее, он знает, кто он, и ему не надо каждый раз демонстрировать бумагу с подписью атамана, что он является казаком. Но при отсутствии культуры все эти переписи, бумаги, что я или мы казаки, являются пустыми словами. Хочется верить, что государство пересмотрит свое отношение и относительно роли национальной гвардии, которую упорно хочет называть казаками. Пусть все называется своим именем: казаки — это казаки, полиция — это полиция, народные дружины — это народные дружины. Лично меня больше беспокоит создание культурных механизмов, которые смогли бы поддерживать осколки традиционной культуры, создавать опору для картины мира, заставлять функционировать культурную память народа.
Как же определить, кто является казаком по национальности, если даже самые высокие умы до сих пор не могут дать однозначного ответа? Рассмотреть заявление донского департамента специалисты Росстата обещали в 2014 году. Признать казаков отдельным народом могут уже совсем скоро, однако гарантии, что эта мера внесет ясность в наболевший казачий вопрос, увы, нет.
В последнее время все чаще поднимаются вопросы о том, чтобы признать казаков отдельным народом. Множество ученых говорит о казачьем этногенезе, казачьем языке и прочих элементах, определяющих этническую самостоятельность. Документ, составленный Институтом этнологии и антропологии РАН, на который многие ссылаются, однозначного ответа на вопрос, являются ли казаки отдельным народом, тоже не дает. Несмотря на обилие тезисов в поддержку этого факта, выводы все равно двойственные: казаки — группа, входящая в состав русских, говорится в письме, адресованном ученым РАН.
Сами потомственные казаки надеются, что изменения в делах казачества будут видны не только на бумаге, но и на деле.
Конечно, это идея хорошая. Когда в графе «Национальность» пишешь «казак», тебя переполняет гордость, приятно ощущать идентичность, принадлежность к своему народу. Казаков сейчас могут признать отдельным народом, но изменит ли это нашу жизнь? Я считаю, что если уж взялись за такой проект, то нужно реализовать его по полной. То есть не только ввести новую графу, но и взяться за спортивное воспитание молодежи, этническое просвещение, создать новые площадки для общения и т. д. Только тогда можно будет говорить о результате. А пока что это проект, выгодный только верхушкам. Когда казаков признают отдельным народом, эти самые верхушки смогут получать дополнительное финансирование, вот и всё.
Видео
— Случай восстановления в правах народа был. Такой народ, как бесермены (бесермяны), составляет население 10 деревень в Удмуртии, Кировской области, Пермском крае. Это угро-финны, православные. В ХIХ веке они считались народом, в ХХ веке их стало очень мало и о них забыли, считали удмуртами или татарами. По переписи 2002 года, их всего 3 тыс., сейчас и того меньше. Но в 1992 году Верховный совет Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». Нужно понимать, что процесс образования народов довольно сложен: необходимы определенные условия, определенная замкнутость. Казаки в ХVIII–ХIХ веке успели сложиться как субэтнос. В ХVIII веке их считали народом (география Новикова), а в ХIХ веке им дали статус сословия, в состав войска включили 30 тыс. калмыков, но этнические черты основной массы донских казаков никуда не делись. У казаков национальными стали черты характера, присущие любому военному сословию. Они жили в жестких условиях, изо дня в день им приходилось выживать. Изначально казаки не любили физическую работу, существовала даже присказка «нам потная работа не в обычай». Сейчас все меньше казаков осознают себя отдельным народом, по последней переписи населения таких людей было 68 тыс. по Ростовской и Волгоградской области, а по первой переписи их было почти в два раза больше.
Одной графой в паспорте дело не изменишь, на бумаге можно написать что годно, важно, кто ты на самом деле. А зачастую мы видим полное несоответствие звания и личности.
Из-за того, что какие-то неучи решили занести сословие казаков в список народностей, выстроили целую философию. Правильным, гебельсовским путём идут «товарищи» — чем больше будет народов и народностей в единой стране, тем легче сеять в ней раздоры.
Интересно, а что это даст самим донским казакам кроме морального удовлетворения? На Украине такой национальности нет, но потомки Запорожских казаков как-то не сильно печалятся. Стать самостоятельной нацией — последняя задача. Гораздо важнее сохранять свои самые лучшие традиции и свою самобытность. Чтобы другие могли сказать: «Вот это — настоящий Донской Казак!».
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе