Ученые донского НИИ нейрокибернетики им. Когана создали «умную» программу, которая оценивает состояние пилотов во время полета. Благодаря сведениям о частоте морганий и характере телодвижений человека программа определяет вероятность засыпания пилота, уровень его усталости и напряженности, общее состояние летчика. Ожидается, что в будущем система сможет даже будить задремавших пилотов.
Проект, созданный ростовскими учеными, носит официальное название «Бесконтактная система оценки состояния пилота». Однако система может быть полезна не только в авиации: с помощью программы можно отслеживать состояние водителей, операторов, сотрудников, управляющих атомной станцией, и других работников, чья деятельность статична и связана с управлением рычагами.
Внешне система выглядит как простая видеокамера, которая направлена на пилота. Изображение с этой видеокамеры отправляется на главный компьютер и обрабатывается специальной программой, которая оценивает состояние летчика.
Наша цель — оценивать как можно больше вариантов состояний человека: это и возбуждение, и стресс, и общая усталость. Программа оценивает поведенческие функции пилота, такие как частота морганий и амплитуда движений тела. Именно эти характеристики позволяют понять, не заснул ли человек, или, может быть, он уже на грани этого состояния. На данный момент мы с наибольшей уверенностью можем говорить именно про состояние засыпания, которое программа определяет уже безошибочно. Работа над проектом еще идет, поэтому мы будем постепенно добавлять в систему и другие полезные функции.
У проекта уже есть заказчик: систему отправят в Центральный авиационный государственный институт в Жуковском. Сейчас техническую новинку испытывают на тренажерах в центре для подготовки пилотов Ростовского аэропорта, ведутся работы и в самом ЦАГИ.
Институт авиации в Жуковском является нашим заказчиком по программе безопасности. Необходимость в создании подобной программы возникла после переосмысления роли человеческого фактора в процессе полета и при подготовке к нему. На сегодняшний день статистика показывает, что 90% аварий в небе происходит не по техническим причинам, а из-за влияния человеческого фактора. Американская компания Boeing в своих самолетах уже использует систему наблюдения за пилотами, похожая программа установлена и в самолетах Airbus. Такие меры помогают обезопасить полет, они должны применяться и в нашей стране.
Помимо возможности контроля состояния пилота, в системе воплощена и функция идентификации. Программа определяет, тот ли летчик находится на рабочем месте, или же на службу в этот день должен заступить другой пилот. Система также контролирует, правильные ли действия совершает пилот: существует определенная последовательность включения тех или иных рычагов — именно за этим и следит «умная» программа.
Хотелось бы предупредить: не надо ждать чудес от этой программы. Готовиться к полетам нужно комплексно, только тогда можно будет сократить число происшествий в небе. Очень важно правильно распределять расписание пилотов, чтобы сотрудники могли высыпаться, тогда и надобность в подобных программах отпадет. Работа у командиров самолета очень напряженная, часто перерывы между полетами бывают такими короткими, что летчики не успевают как следует отдохнуть.
Видео
Пилот пассажирского «Боинга» заснул над Атлантикой. Март, 2013
В 2014 году донские ученые планируют установить свою программу на тренажерах для подготовки пилотов в институте авиации в городе Жуковском. Если испытания пройдут успешно, систему можно будет внедрять и в условиях реального полета.
— Системы контроля за физиологическим состоянием человека-оператора в том или ином виде используются на железных дорогах, в метро и на других объектах. В метро есть устройства, которые в случае засыпания будят машиниста. Есть автоматическая система, которая контролирует скорость поезда, и есть автоматическая система остановки состава. Работают они вкупе со средствами физиологического контроля: измерение пульса и дыхания, анализ работы мышц сердца в режиме реального времени и т. д. Что касается самолетов, то, конечно, одного визуального контроля здесь недостаточно. Так как система, созданная в НИИ им. Когана, является бесконтактной, она также должна работать совместно с другими средствами контроля — датчиками пульса, дыхания и др.
СПРАВКА SMARTNEWS
Случаи, когда пилоты засыпают за рулем, бывают нередко. Из последних опросов, например, известно, что половина норвежских пилотов во время полета засыпали в кабине. Стоит вспомнить ситуацию 2009 года, когда под Буффало (штат Нью-Йорк) разбился самолет компании Colgan Air. В 2010 году уснувший за штурвалом пилот стал причиной катастрофы самолета Air India, унесшей жизни 158 человек. На следующий год летчик Scandinavian Airlines заснул так крепко, что второй пилот с трудом сумел его разбудить. Даже пилот Чесли «Салли» Саленбергер, прославившийся тем, что смог благополучно посадить самолет U.S. Airways на поверхность реки Гудзон, признался журналистам, что, если бы он не выспался, возможно, не сумел бы осуществить это чудесное приводнение.
1 комментарий к материалу.