Все чаще на улицах Ростова-на-Дону можно встретить мужчин в казачьем национальном головном уборе — папахе. SmartNews узнал, где на Дону можно сшить настоящую папаху и кто может ее носить.
Казакийка для казака не просто головной убор, это часть культуры его народа, память предков, выражение своего этноса. Так считают Александр Боровлев и Олег Береговенко, которые занимаются изготовлением национальной казачьей одежды. Мастера-самоучки собственными силами по старым технологиям наладили ремесленное производство папах — удобных и практичных головных уборов, которые к тому же являются неотъемлемой частью казачьего образа.
Цилиндрическая меховая шапка родом с Кавказа за несколько веков прижилась в Российской армии. По сей день для адмиралов и капитанов первого ранга ВМФ введен головной убор из черного каракуля. Казачья папаха, казакийка, невысокая, верх матерчатый с вышитым крестом. Кавказский вариант — весь головной убор сделан из меха.
У нас, к сожалению, люди все еще необразованные. Раньше, когда я ходил по улице в папахе, у меня спрашивали, не кавказец ли я. Разница большая: у казачьей папахи сверху крест, так как мы православные. У кавказской папахи верх меховой. Я ношу папаху, потому что это мой национальный головной убор, к тому же, очень удобный.
Настоящие мастера Александр Боровлев и Олег Береговенко решили поддержать национальную идею изготовления этнической одежды. Помимо папах, казаки заказывают у мастеров пошив национальных рубах — бешметов, а также футболки с патриотичными принтами «Я казак», «Казачья нация». Вся продукция делается с любовью, по индивидуальным заказам, учитывая личные предпочтения.
На папаху уходит около 4–5 часов работы, не считаю подготовки каракулевой шкурки, сутки она растягивается. Материалы: каракулевая шкурка, сукно, х/б, сутаж и ватин. Бывают «казакийки» высотой от 6 до 12 см, цвет верха вне войсковой (национальный головной убор всех казаков). Кубанка высотой 12–14 см, папаха 16–20 см, папаха донская и т. д. Выкройки близки к старинным, во-первых делаются из натуральных материалов, во-вторых, она выворачивается, чтобы можно было постирать подкладу, верх. Я брал исторические фото, они не отличаются на внешний вид, как и в старину, подклада делается вручную на ватине. Все чаще стал встречать казаков, которые носят казакийки повседневно, под современную одежду.
У меня твердое убеждение, что на своих землях народ должен сохранять свое наследие. Это не должно ограничиваться одной сувенирной лавкой и постановкой танца народного ансамбля в ДК. Так вся красота национальной культуры стирается, куда бы ты ни поехал. Она переходит из плоскости жизни в плоскость музеев. Что касается папах, количество людей которые, занимаются этим ремеслом, растет, так как есть спрос. И это прекрасно, потому что у нас остается надежда сохранить нашу национальную культуру.
Ранее папахи, а также казачьи бурки можно было приобрести только в сувенирных магазинах за очень высокую цену. Качество таких изделий при этом оставляло желать лучшего. Александр и Олег решили подарить возможность казакам покупать этническую одежду по доступной цене.
Есть некоторые хитрости казачьей папахи. Главное, когда ее производит казак, то он более трепетно относится к этому головному убору, относится к работе от всей души. Казакийка для казака не просто головной убор, это часть культуры его народа, память предков, выражение своего этноса. Папаха для казака — честь. Хочется, чтобы все этнические казаки, носили папаху повседневно, в это часть культуры, благодаря этому идет рост национального самосознания казачьего народа, возрождение традиций и адатов казаков.
Популярность папах в городе значительно выросла, да и в бешмете встретить молодого человека — теперь уже не редкость. К своему занятию мастера относятся не как к бизнесу, а как к особой миссии. Если казак не может себе позволить купить папаху, ему готовы сшить головной убор бесплатно.
Ко мне обратился казак, инвалид. Он спортсмен, плавает. Хотелось его поддержать, мы сшили ему папаху, подарили. Дело ведь не в деньгах.
Часто вижу молодых парней в папахах и казацких рубахах. Сначала это казалось странным, потом я узнала, что они обычные студенты, а никакие не «ряженные», просто носят свою национальную одежду. Узнала имя мастера, который сшил им папахи, заказала у него одну для своего друга. Он считает себя казаком, думаю, будет рад.
Это совершенно естественный процесс развития национальной культуры, когда этнические казаки используют одежду в повседневной жизни. Гораздо хуже так называемое интернациональное казачество, когда в казачью форму наряжают представителей совершенно иных культур и наций. Это дискредитирует нашу культуру.
Видео
Сюжет о другом донском мастере, Анатолие Кириченко, который шьет папахи, воротники, бекеши уже более 70 лет в Новочеркасске
Видео: Дон-тр/youtube.com
Национальная одежда как мне кажется должна быть доступной для всех и по цене и по возможности ее приобрести. Тем более такой важный элемент казацкой культуры как казакейка, которая уже несколько веков является символом казачества.
15 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе