Многочисленные песни о воровской жизни, фильмы и сериалы о дерзких южных бандитах, сувениры, арт-объекты и тематические экскурсионные программы стали регулярно получать жизнь на юге страны. Похоже, ростовчанам с помощью фольклора удалось вернуть городу негласный бренд «Ростов-папа».
Ворота Кавказа, Южная столица, азовский Ливерпуль, кабак-город — сегодня все эти прозвища в коммерческих целях активно используют смекалистые ростовчане. Криминальный имидж Ростова-папы стабильно не сходит со страниц местных журналов и рекламных буклетов, похоже, что ему удалось вернуть себе былой авторитет. Легендарные воровские банды канули в Лету, а очаровательные ростовские дворики с каждым годом идут под снос, но былая слава южных авантюристов и бродяг продолжает нависать над городом, принося кому-то прибыль, а кому-то и проблемы. О том, как Ростове-на-Дону стал «папой», есть даже специальная легенда. Она звучит примерно так: «В начале ХХ века на Старом базаре в очень пасмурный и туманный день внезапно поднялась паника. С разных сторон раздались крики “Колокольня падает!”. Торгаши толком не стали разглядывать колокольню, которая всегда стояла слегка накренившись, и быстро покинули свои рабочие места. Затем по пустым прилавкам прошлись воришки, собрав всякого добра на огромную сумму. Криминальные авторитеты, узнав про подвиг ростовских воров, присвоили городу душевное и уважительное прозвище “папа”».
Кадр из сериала «Однажды в Ростове». Фото: kinopoisk.ru
Я снова вижу тебя с этапа. Ростов — мой город, Ростов — мой папа. Дай постоять в короткой жизни вольной. На Богатяновском, потом чуть-чуть на Нольной.
Тексты песен и стихи о Ростове часто посвящены воровской тематике, особенно те, которые стали популярными по всей стране. Босяцкие мотивы, дерзкие припевы всегда на ура встречают в кабаках всех областей и регионов. А еще можно вспомнить культовых для российского хип-хопа рэперов из группы «Каста» и мастера речитативов Басту, которые не упускают возможности поведать слушателям о своем ростовском происхождении. Истории о жизни в рабочих кварталах Южной столицы, о том, как воспитывает и закаляет «пацанов» улица, западают в души тех, кто никогда не бывал в Ростове-на-Дону.
Тема криминала настолько противоречива и в ней так четко прорисовываются все интересующие нас аспекты человеческих взаимоотношений, что Ростов как город тут вообще ни при чем. Бабель написал «Одесские рассказы», Гиляровский — «Москву и москвичей», а Розенбаум посвятил свои песни Питеру. Кроме Басты и Кости Ундрова (ну и меня, хотя мне до этих людей еще шагать и шагать), у нас немного людей, кто еще что-то про Ростов удачное создал. Я только за, чтобы кто-то талантливый использовал в своем творчестве образ нашего города в любых его проявлениях. Более того, мне кажется, что как бренд Ростов вообще использует свои возможности от силы на 30%.
В кинематограф Ростов попадает чаще всего тоже по «блату». Помимо казачьей темы, съемочные группы интересует криминальная экзотика. Узкие улочки, всё те же тесные дворики, схожие с бразильскими фавелами, очень ярко и очень по-южному смотрятся на экране. Федор Бондарчук гармонично влился в образ современного ростовского бандита в фильме Валерия Тодоровского «Тиски». Харизматичная мафия и ее наркобизнес, блеск ночных клубов и нищета трущобных окраин сразу дают понять зрителю, что на экране Ростов-папа. Что касается ростовских режиссеров, которые посвящали свои работы родному городу, то акцент на его криминальности заметен не сразу. Например, в сериале Кирилла Серебренникова, который так и называется — «Ростов-папа», есть герои лирические, мистические, богемные. Но и без типичных ростовских криминальных персонажей все же не обошлось. Так, в документальном сериале прошлого года «Мы с Ростова» в кадре живут своей простой пацанской жизнью четыре реальных молодых ростовчанина. Они проворачивают аферы, отдыхают на всю катушку и при этом гордятся своим городом и его репутацией, стараясь ей соответствовать.
Видео
Отрывок из сериала Кирилла Серебренникова «Ростов-папа»
Например, в сериале «Мы с Ростова» показан не образ города, а его реальная жизнь, без фольклора. В этом и прелесть. Украинцы используют сало и горилку, питерцы — Пушкина и Лиговку, москвичи — Кремль и Мавзолей… Все используют то, что дано, в своих интересах, и если это приносит деньги, то я только за. Нашему городу еще есть над чем стараться.
О золотой жиле криминальной экзотики не забывают и ростовские предприниматели. Громким именем «Ростов-папа» называют все что угодно: картофельные чипсы, спутниковый канал, чемпионат по бадминтону, гостиницу для собак, поддельную водку. Более творчески к вопросу раскрутки бренда Ростова подошли местные журналисты. Два года назад им удалось организовать экскурсии по историческому центру. В программу входили места, где произошли самые дерзкие преступления прошлого и позапрошлого веков, экскурсанты могли услышать уникальные истории о деяниях звезд воровского мира, таких, например, как легендарная Сонька Золотая Ручка.
Изыскано одетая дама заходила к постояльцам отеля ранним утром, рылась в вещах, и если клиенты просыпались, она вступала с ними в диалог, говорила, что не знает, как сюда попала. Иногда не брезговала и вступала с ними в интимную связь.
Правда, устоявшаяся репутация города не всегда идет на пользу его жителям. Есть и некоторая часть ростовчан, которые недовольны предвзятым отношением к себе жителей других регионов. Бывает так, что самый скромный и законопослушный уроженец Южной столицы без объективных причин вызывает подозрения у москвичей или особенно у кубанцев.
Сколько раз я путешествовал на машине на Черное море — краснодарские гаишники меня постоянно задерживают. Ремень пристегнут, фары горят, скорость соблюдаю… Однажды дэпээсник обмолвился, что номера-то ростовские, а значит, что-то точно не в порядке. Вот так репутация города впереди меня идет постоянно.
Видео
О каждом городе есть свои шутки-прибаутки. И что же, всех и слушать? Я зню Ростов, как замечательный город. У меня там кума живет. И криминальная обстановка там такая же, как и везде.
14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе