Виды Краснодара. Фото: Sergio Evsyukov
Все чаще в ростовской блогосфере появляются материалы, в которых ростовчане сравнивают свой город с соседним Краснодаром. Стоимость недвижимости и продуктов питания, инфраструктура, социальная политика и даже климат так привлекают ростовчан, что просто невозможно удержаться от зависти. Блогеры, журналисты, да и просто жители Дона уверены, что их городу есть чему поучиться у своего кубанского соседа.
Первое, что отмечает любой путешественник, пересекающий границу Ростовской области и Краснодарского края, — это дороги. Состояние федеральных трасс и дорог муниципального значения у двух соседних регионов отличается кардинально. Чего стоит пример, когда в конце января в Ростовской области вместе со снегом неожиданно «растаял» и асфальт. В одном только Ростове-на-Дону более 6,5 тыс. кв. м дорожного покрытия дорожникам пришлось в экстренном порядке устранять в ночные смены.
Мы уже подлатали все основные магистрали. Однако остались проблемные участки на других улицах города.
Дороги
Краснодар же вошел в первую пятерку с лучшим качеством дорог среди городов России в рамках проекта Google. В рейтинге безопасных дорог Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Краснодарский край снова оказался среди лидеров списка всех регионов страны.
— В прошлом году в краевую дорожную сеть Кубани было вложено больше 7 млрд рублей, а в городские и сельские дороги — 2,5 млрд. В бюджете Ростовской области на дороги регионального значения в 2013 году выделят 2,5 млрд рублей, а на содержание дорог муниципальных образований направят более 1 млрд рублей. Цифры говорят сами за себя.
Впечатлило лишь то, что выезжая за пределы Ростовской области и попадая соответственно в Краснодарский край, ты реально оказываешься на юге) Зеленые поля, яркое солнце, ни грамма снега.. Вообщем, Краснодарский край во всей его красе =) Дороги в Краснодарском крае кстати тоже хороши, в Ростове так не поездишь.
Цены на продукты, бензин и транспортные услуги
По данным Росстата, в донской столице самые высокие цены на мороженую рыбу, маргарин, яблоки и вермишель в ЮФО. Стоимость проезда в автобусе выше, чем в Краснодаре, на 5 рублей. Та же ситуация с некоторыми непродовольственными товарами, в том числе с обувью и одеждой.
— Если говорить о легкой промышленности и конкретно о фэшн-индустрии, то в Краснодаре, может, и несколько меньшее количество собственных брендов и швейных фабрик, непосредственно производителей одежды, но зато у них есть сильные сети, которые строят свою экономику на местном рынке. Из-за этого у производителей есть возможность выпускать продукт с меньшей стоимостью. Но у ростовских производителей есть сильная сторона — это качество бренда.
Что касается торговой инфраструктуры, по количеству торговых площадей и развитости торговой области Краснодар тоже опережает Ростов. Несмотря на купеческую историю Ростова-на-Дону, региону сильно не хватает международных сетевых магазинов и гипермаркетов. Краснодар занимает первое место в стране по количеству гипермаркетов и торговых центров на душу населения.
Жилье
По итогам 2012 года в Краснодаре стоимость вторичного жилья упала на 3,9%. Бурный рост строительства в кубанской столице также отмечен Росстатом. Краснодар оказался на втором месте после Москвы по количеству квартир, сданных в эксплуатацию к концу 2012 года.
Средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке за 2012 год выросла на 12% — до 62 тыс. Причем психологически важный рубеж в 60 тыс. рублей за квадратный метр был пройден уже в июле 2012 года.
Только сравните.
Продуктовых гипермаркетов: Краснодар – Магнит (6), Окей (4), Ашан (2), Лента (2), Метро (1). Итого: 15. Ростов-на-Дону – Окей (2), Ашан (3), Лента (1), Реал (1), Метро (2). Итого: 9.
Строительных гипермаркетов: Краснодар – Касторама (2), Леруа Мерлен (2), Оби (1), Бауцентр (2). Итого: 7. Ростов-на-Дону – Леруа Мерлен (2), Касторама (1), Хдм-Юг (1). Итого: 4.
Крупные торговые центры (более 100 000 кв.м.): Краснодар – OZ, Мегамолл СБС, Мега, Красная Площадь, Галактика, Галерея. Итого: 7. Ростов-на-Дону – Горизонт, Мега, РИО. Итого: 3. (Золотой Вавилон – не попал, т.к. площадь всего 75000 кв.м.).
Автоцентры. В Краснодаре есть такие автосалоны, которые в Ростове-на-Дону вряд ли когда-то откроются: Chrysler, Dodge.
Видео
Бизнес и инвестиции
Здесь сравнение, безусловно, усложняется. Баснословные суммы, уходящие на сочинскую Олимпиаду, не сравнить даже с мифическим Ростовским метрополитеном и спорткомплексом для мундиаля. Вспоминая отбор городов для ЧМ по футболу, стоит отметить, что Краснодар не теряет надежды все-таки принять мероприятие мирового уровня. В случае если какой-то из отобранных городов не успеет подготовиться к проверке ФИФА, его место займет именно Краснодар. Представители крупного бизнеса в качестве головного офиса на юге России выбирают не Южную столицу, а кубанскую. В Краснодаре разместились региональные представители МТС, «Теле-2» и «Мегафон», в Ростове — только «Билайн».
Yota развернула в Краснодаре сети интернета поколения 4G, вслед за ней сети начал развертывать Мегафон. Жители частного сектора получили интернет практически такой же скорости и стоимости, как и жители многоэтажек. В Ростове же, жители частного сектора об этом могут только мечтать, ведь еще не везде уверенно получают сигнал 3 G. При этом Yota даже планы не смогла обозначить по развертыванию 4G в Ростове.
— Что касается малого бизнеса, то для юга России в целом ситуация одинаково благоприятная. Хозяйственной деятельностью реально, на деле, а не только на основании регистрации занимались в Краснодарском крае 95% юридических лиц, в Ростовской области — 91%.
— В Ростове многие крутые, по-настоящему большие проекты делаются гораздо раньше, чем в Краснодаре, но об этом практически никто не знает. Зато, когда что-то подобное делается в Краснодаре, это делается с огромной помпой. Все дело в инвестиционном климате. В Краснодарском крае он гораздо привлекательнее в силу многих причин — и климатических, и политических.
В Краснодаре я работал по двум направлениям: организация мероприятий и крупноформатное декоративное городское оформление. Так вот в первом все было хорошо, и мне иногда казалось, что ждали свежей волны: клиент созрел и продавец поспел, как-то так. Во втором же очень консервативная власть, желающая реализовывать идеи коммунистического далека современными материалами. В Ростове круче было со вторым направлением, но там больше уже авторитет работал, а авторитет заработался легко, за счет компактности города — в этом преимущество для коммуникабельной молодежи. Каждый регион ждет свежей волны, но поддержать ее ни одна властная структура не возьмется. Поэтому в последнем аргументе последнее слово за бизнесменом.
Социальная политика
Впервые комендантский час для несовершеннолетних был введен именно в Краснодарском крае. Социальная реклама, пропаганда спорта регулярно ведется местным комитетом по делам молодежи. В плане поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и Ростов-на-Дону, и Краснодар идут на равных, в этом случае стратегия работы с общественными объединениями задается на федеральном уровне.
Думаю, что и в Ростове, и в Краснодаре социальная политика одинаково в загоне. Хотя в каких-то вопросах краснодарские власти чуть более ориентированы в сторону институтов гражданского общества. Если говорить о деятельности НКО, то много активных организаций в Новочеркасске. В самом Ростове активность низкая. В Краснодарском крае активны в Новороссийске и Армавире, в Краснодаре чуть хуже. Уровень жизни чуть выше в Краснодаре, с этим согласен.
Начнем с того, что многие знают: «На Кубани закон такой — 22:00 детям пора домой». И заметьте — он работает! Всюду подчеркивается, что дети — это самые важные жители Кубани. Молодежь всячески вовлекают в спорт, тем самым ограждая от вредных привычек и пустого провождения времени.
Сколько бы доводов ни приводилось в пользу благополучного кубанского соседа, где и теплее, и море есть, и земли плодороднее, все-таки ростовчане не спешат уезжать из своего родного города. Восхищаясь театрами и легендарным левым берегом Дона, донские поэты и артисты поэтизируют и узкие трущобные улочки, и леденящий восточный ветер.
Я вырос там, где летом жара далеко за тридцать, / А зимой по Цельсию жестко в минусе. / Здесь есть те, кем гордится Южная столица, / Теми, кто чего-то добился, не поступившись принципами.
Видео
Ростов и Краснодар два крупных южных города. В каждом из них есть своя прелесть. Краснодар более гостепреимный и доброжелательный, однако если ты себя нашел в Ростове, то ты навек останешься роставчанином, если нет, то понять Ростов будет невозможно. С точки зрения ведения дел — Ростов более лояльный, Краснодар требует «красной крыши».
Позапрошлым летом ехал на машине на море. Разница между регионами разительна — там поля засеяны, люди и техника на них выполняют свои функции, муравейник живет. Ростовская область — поля не засеяны, в бурьяне, людей не видать. Это то, что заметно, когда по трассе едешь. Потом свернули на Веселом, поехав не через Джубгу, а через Апшеронск, Мичуринский перевал, который выводит уже непосредственно в Туапсе. Так там вообще бахча на бахче, люди пашут.
Кто бы что ни говорил, а разницу на уровне «простой горожанин» не заметит только слепой… Дороги, чистота, уровень сервиса, наличие развлечений — все это уже давно в Краснодаре на порядок выше…
С одной стороны, можно порадоваться за жителей Кубани. С другой —погрустить вместе с ростовчанами. Но, по сути, получается странная картина: два субъекта ЮФО — как два разных государства! Конечно, можно рассуждать о том, у кого «лучший» губернатор, кому больше «перепало» из государственной казны, где народ ленив, а где трудолюбив. Но: разница есть и она очевидна. И если эта несоразмерность в развитии регионов будет прогрессировать, то ни к чему хорошему это не приведёт. Понятно, что Краснодарский край обладает морскими курортами, от имени всей страны будет принимать Олимпиаду. Но, по-хорошему, это не повод для того, чтобы центральная власть благоволила Краснодару, Ростов-на-Дону «сидел на голодном пайке», а, например, Ставрополь стоял с протянутой рукой…
Мне Ростов нравится куда больше, чем Краснодар, с точки зрения ведения дел, да и люди там какие-то более дружелюбные и честные что ли. При всей кажущейся открытости краснодарцев народ там себе на уме.
А вы туалет в международном аэропорту Краснодара видели? Там сервис сделал харакири: «придорожного» типа, с раздвигающимися пластмассовыми ширмочками! Чему завидовать? Дороги — да, хорошие; гипермаркетов — да, побольше. Но у Ростова потенциал побольше будет, кругозор пошире. Вот только денег поменьше.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе