Эдуард Срапионов известен в музыкальной среде под именем Papa Srapa. Вот уже много лет ростовчанин профессионально занимается изготовлением аналоговых электронных музыкальных инструментов. Параллельно с этим он проводит любопытные опыты со звуком. Например, Papa Srapa открыл извлечение звука из биологически активных жидкостей: слюны, яичного белка. Техно-шаман показал SmartNews свои причудливые электронные инструменты и рассказал, как их использовать.
Над созданием каждого инструмента Papa Srapa трудится очень тщательно: досконально продумывается звук, внешний вид, удобство управления и т. д. Все изделия получаются разными, их немного, и каждое имеет свой номер. Таким образом, создатель всегда знает, в каком городе и на выступлении какой музыкальной группы этот инструмент звучит. Небольшое количество изделий объясняется еще и тем, что не каждому музыканту они придутся по нраву. Ведь музыка, которую выдают аналоговые синтезаторы Эдуарда Срапионова, — это эксперимент, вызов, то, что сейчас называют нойзом, или попросту шумом.
Синтезатор «Малыш». 12 тоновых и 8 шумовых генераторов. Главная особенность этого синтезатора — подключение тела исполнителя в схему инструмента. Исполнитель кладет руки на панель синтезатора и прикасается пальцами к специальным клеммам, пропуская звук по рукам и через грудную клетку.
В ваших приборах больше искусства, чем техники, хотя сам не крутил, но слышал. По виду так все и есть.
Электроакустический инструмент «Корона», его использует группа «Рада и Терновник», интересен тем, что в нем собраны практически все звуки, которыми озвучивали советские фантастические фильмы и мультфильмы (например, «Тайна третьей планеты»). Звукоизвлечение — руками по пружинкам и ногами по специальным датчикам.
Новая музыка для молодых людей! Я рада за вас!
— Эдуард, а как вы придумываете названия для своих инструментов?
— По-разному. Иногда валяется дома железочка с надписью, уже и не помню даже, откуда она взялась, а потом делаю новый инструмент и попадается она на глаза, сразу же ее на инструмент и прикручиваю. Так был назван синтезатор «Малыш». Или вот, например, Perdutto-2000: когда я его впервые включил и услышал, как он звучит, я подумал, что это те самые звуки из 20-х годов, ныне потерянные (perdutto — итал. «потерянный») По-итальянски он назван в память о Луиджи Руссоло и всех итальянских футуристах, а 2000 — это количество звуков в нем.
Синтезатор Perdutto-2000 чудесным образом вобрал в себя звуки всех известных органов и синтезаторов. Сейчас его использует питерская группа Stember Fats.
У Эдуарда есть еще одно интересное изобретение — синтезатор «Галатея-2». В нем воплощено огромное количество комбинаций различных генераторов, включаемых кнопками, и возможность пропускать звук через пальцы. Есть антенна для игры с помощью света свечи, фонарика, зажигалки и т. д.
То, что делаю я и еще несколько человек в мире, в магазине не купишь. Это совсем другой уровень, другой принцип создания тембра и звукоизвлечения.
Видео
В клубе «Вата», Ростов-на-Дону, 2010
Человек-оркестр, био-робот, оккультный жрец и индустриальный алхимик — то, что рождается в его звучании трудно описать словами. Русский конструктивизм начала прошлого века, предания старины глубокой вымирающих северных народов, их плясок у костра и наскальных рисунков, физические граффити и техногенный метаболизм в крови ржавеющих героев японского киногуру Цукамото в его эпохальном «Железном человеке» векового конца…
Хорошо, когда такие светлые умы живут в твоем родном городе, практически по соседству. У них многому можно научиться, например любви к своему родному дому.
— Ростов-на-Дону вдохновляет или подавляет вас? Как вы чувствуете свою связь с городом?
— Как же может меня подавлять город, если я здесь родился и вырос? Каждый человек должен жить и трудиться не далее чем за 80–100 км от места своего рождения. Родная земля вибрирует на той же частоте, что и тело человека. Еще желательно человеку и питаться тем, что выросло рядом с ним. Когда человек надолго уезжает из родных мест, лишая себя нужных вибраций земли, у него возникает неприятно щемящее чувство, которое мы называем ностальгией, — наш организм подсказывает, что пора вернуться. Зная это, наши предки, когда работа, война или какая другая нужда заставляла надолго уехать, брали с собой немного родной земли.
Музыку Папы Срапы сложно кому-нибудь порекомендовать к прослушиванию. Звуки, которые издаются инструментами, — неприятны не только на слух, но и на ощупь, а местами даже болезненны — мурашки гарантированы. Но когда этот барьер преодолен, воспринимается она как чтение Гоголя — бесконечно томит и мучает.
Эдуарда Срапионова интересует не только музыка и шаманизм, много времени он посвящает изучению русского языка. Эдуард открыл для себя его прямую связь с электронной музыкой.
Русский язык и электронная музыка одинаково способствуют раскрытию любых способностей человека, русский язык — с помощью образов, электронная музыка — с помощью тембра. Потому и неудивительно, что все направления электронной музыки появились у нас в стране в самом начале ХХ века. В 1909 году один из основателей русского футуризма военный врач и художник Николай Кульбин предложил концепцию свободной музыки, а в 1916 году композитор и музыкальный теоретик Арсений Авраамов (кстати, из Ростовской области) предлагает новые методы синтеза звука. В 20-е годы Авраамов с друзьями создает первый электронный синтезатор. В дальнейшем нашими соотечественниками было столько всего создано — и музыки, и синтезаторов, что об этом можно написать не одну книгу.
На вопрос: «Зачем и кому нужно это воскрешение звуков и смыслов?» — музыкант отвечает: «Это нужно знать нашим детям».
7 комментариев к материалу.