В Ростове живет человек, известный любителям редких музыкальных инструментов со всей России. Своими руками донской умелец создает окарины, диджериду, барабан уду, варганы и многое другое. Мастер убежден, что за этническими инструментами стоит будущее, а свою музыку он называет звукотерапией.
Валентин Шкандыбин из Ростова-на-Дону, больше известный под псевдонимом Валентин Медведъ, не только делает редкие музыкальные инструменты из керамики, но и учит этому ремеслу других. Наиболее ярко его мастерство проявилось в создании окарин.
Справка SmartNews
Окарина — это разновидность флейты, которая представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев. Она обжигается при температуре 1050 градусов по Цельсию и считается одним из древнейших этнических инструментов — ей более 12 тыс. лет.
Каждый инструмент для меня уникален, он имеет свою неповторимую историю и название. За все время ни одна окарина не повторилась – каждая из них сделана в единственном экземпляре. Создавая флейту, я добавляю в нее масло чебреца, поэтому мои окарины пахнут степью. Когда человек, играя на инструменте, дышит теплым воздухом, начинают испаряться пары масла, тем самым создавая эффект звуко – и аромотерапии. Окарину я называю степной флейтой. Раньше я жил в Белокалитвинском районе Ростовской области, окруженном степями. С тех пор образ степь неразрывно связана со мной и моей музыкой, звук флейты напоминает мне об этом. Некоторые люди, играющие на окаринах, могут почувствовать нечто другое, созвучное им, например, образы гор, водопадов.
Большой популярностью среди музыкантов пользуется также диджериду, в сокращении — дидж. Диджериду — это духовой инструмент шаманских практик, впервые использованный австралийскими аборигенами, а затем завоевавший популярность во всем мире. Первыми в Европу диджериду привезли музыканты группы The Beatles. Инструмент представляет собой трубу из твердых пород деревьев длиной 1–3 м с расширением от мундштука до нижнего края. Звук диджериду очень напоминает битбокс.
Австралийские аборигены делают этот инструмент из ствола эвкалипта, сердцевина которого выедена термитами, таким образом в дереве появляются натуральные отверстия, дающие такой уникальный звук. Я же создаю диджериду из бамбука, а кто-то даже умудряется делать его из пластика. Игра на дидже происходит при помощи губ — они вибрируют, создается резонанс и инструмент звучит. Здесь используется циркулярное дыхание, это значит, что играя на диджериду, нужно все время дышать, без прерывания.
Диджериду может звучать по-современному. К примеру, мы с ребятами играли на нем драм-н-бэйс и дабстеп. Конечно, дополнительно были также подключены и другие инструменты: барабаны, труба бас-гитара, флейта. Мы много экспериментируем со звуками, но я считаю, что будущее именно за живой этнической музыкой. Она становится все более и более востребованной. Людей уже пресытило все то, что происходит вокруг. Им хочется чего-то нового и живого, вызывающего отклик в душе. Для меня музыка – это звукотерапия, она способна излечить человека, изменить его.
На каждом из изделий мастера стоит авторский знак, символизирующий четыре стихии: мать сыра земля, дающая глину, вода, помогающая изменять форму в процессе лепки, воздух, который закрепляет эту форму, и огонь, который ее увековечивает. Валентин Шкандыбин отмечает, что соединить эти четыре начала воедино помогает пятая стихия — любовь. Именно любовь к своему делу, по словам ростовчанина, дает импульс творить.
За пять лет своего труда 28-летний донской мастер создал Выездной музей инструментов Валентина Шкандыбина. Его изделия участвуют в ярмарках, на выставках и фестивалях по всей России. Некоторые из рукотворных произведений нашли хозяев за рубежом — в Швеции, Америке, Германии и других странах. Помимо инструментов, Валентин своими руками создает обереги.
Оберегами занимаюсь с самого детства: в возрасте 11 лет увлекся резьбой по дереву и с тех пор делаю подвески, украшения. Они для меня как напоминалки о хорошем состоянии. Я всем всегда советую – когда будешь в хорошем настроении, возьми в левую руку амулет и закрепи этот образ. Каждый день видя свой оберег, человек будет доставать из глубин памяти тот светлый образ, который он загадал или представил.
О Валентине мы узнали через интернет и сразу заинтересовались его инструментами. Рассматривая фотографии и видео, где Валентин демонстрировал свои творения, мы загорелись желанием приобрести его окарины. И вот однажды, когда наш коллектив приехал с гастролями в г. Ростов-на-Дону, знакомство с мастером состоялось, и мы стали счастливыми владельцами заветных окарин! У каждой из них есть имя. Их приятный завораживающий звук также замечателен, как и внешний облик самих инструментов. Уже в течение года наши песни облагораживаются волшебными мелодиями.
Когда-то, уже не помню когда, мы познакомились с Валентином в социальных сетях. Он тогда только начинал свое становление как мастер окарин. Помню, меня привлекли его инструменты. От них так и веяло любовью и душевностью. Сам Валентин и я в тот период сошлись на искреннем интересе к архаичной музыке. Вживую мы с Валентином никогда не виделись. Но расстояния не помеха для увлеченных людей, почта есть везде. Поменялись инструментами — я ему один из своих варганов, а он мне одну из своих окарин. Так и не вышло из меня игрока на окарине, любовь к варгану победила. Сейчас езжу по фестивалям, выступаю, провожу мастер-классы по варгану в Москве, за границей. А окарина висит на почетном месте на стене. На ней сейчас играет мой сын. Ему она по душе.
Было время, когда Валентин приезжал в гости в Ростов-на-Дону, он привез коллекцию своих любимых инструментов, такие как диджериду, сякухати и другие, которые я никогда раньше не видел, но когда Валентин сыграл, то понял для себя, что будущее музыки именно за древними и забытыми природными музыкальными инструментами, может немного разбавленными современностью, но звучание глиняных окарин и деревянных флейт очень завораживает. Считаю, что молодежи нужно ориентироваться на музыку предков, сохранять традиции и уклад жизни, привнося мудрость и гармонию в окружающий мир.
Видео
Видео взято у пользователя Ростов ТВ
1 комментарий к материалу.