Власти Ростова-на-Дону разработали специальную программу, согласно которой предполагается улучшить облик Донской столицы. Для этого решили увеличить в городе число памятников и скульптурных композиций. На сегодня в Ростове установили уже около 10 новых памятников: «Художник», «Рыбак», «Дон-батюшка», «Рак», «Купание коня», «Григорий и Аксинья в лодке», «Дворник». Ростовчане же упрекают градостроителей в пустой трате денег и отсутствии фантазии.
Жители города узнали из местных СМИ о масштабном проекте по преображению архитектурного облика города в конце апреля, а лицезреть творения смогли уже в начале лета. Организационно-финансовые вопросы по изготовлению и установке скульптурных композиций осуществлялись за счет благотворительных и спонсорских средств. После установки памятники поступают на баланс управления благоустройства города и лесного хозяйства. Некоторые ростовчане задаются вопросом: как за такой короткий срок скульпторы смогли отлить памятники высотой от двух метров? В самом управлении ответа добиться не удалось, ведущий инженер от комментариев отказался, предложив прислать официальный запрос, но гарантии на ответ не дал.
Проект был плановым, и подготовка к его осуществлению шла заранее. Целью этого проекта стало обустройство набережной — одного из самых посещаемых мест города. Скульптура «Рак», по задумке, была сделана для детей и олицетворяет она то, чем богат Дон, у берега которого рак и сидит.
Памятник — это объект, составляющий часть культурного наследия города, страны или народа. Какое наследие оставляет за собой рак, конь или рыбак? Если из всех перечисленных скульптур «Аксинья и Григорий в лодке» являются персонажами культового произведения донского писателя Шолохова «Тихий Дон», то какой посыл несут остальные скульптуры, непонятно.
Мне бы очень хотелось, чтобы люди, отвечающие за облик города, иногда включали фантазию и хотя бы опрашивали людей, живущих в этом городе. Для меня, например, г. Пермь очень показателен, как пример европейского мышления и подхода к проблемам городского ландшафта с искренним вниманием и желанием сделать хорошо.
Местные блогеры, неравнодушные к облику своего города, активно обсуждают тот факт, что богатый на исторический колорит Донской край благодаря таким композициям «без истории», выполненным на скорую руку, рискует потерять свой аутентичный культурно-исторический облик. И достопримечательностей, которые действительно можно было бы включить впоследствии в экскурсионную программу, становится всё меньше.
— В нашем городе развивается традиция устанавливать небольшие памятники без особой культурно-исторической привязки: купец, продавщица цветов, памятник водоканалу и прочее. Безусловно, не все из них удачны, но некоторые пользуются заслуженной любовью ростовчан. Поэтому сейчас делать выводы, как-либо отзываясь о новоявленных скульптурах, я не могу. Посмотрим, приживутся или нет. Определить это мы сможем по следам от рук, которые остались, например, на металлической шкуре кота из памятника купцу.
Еще пару лет тому назад бытовало мнение, что у Донской столицы мало памятных мест, скульптур и иных рукотворных достопримечательностей, который можно было бы официально включить в экскурсионный маршрут. Возможно, именно по этой причине за последние 2 года в Ростове-на-Дону как грибы стали появляться памятники. Но привязаны они больше, считают ростовчане, к проходным датам, нежели к памятным событиям или личностям, имеющим непосредственное отношение к донской земле. К примеру, два года подряд 1-го сентября на торжественном общегородском мероприятии, посвященном началу учебного года, презентуют такие скульптуры: в 2011-м — скульптуру безымянному первокласснику, в 2012-м — некому собирательному образу учительницы.
Помимо официальных безликих статуй, за прошедший месяц в Ростове появилась также работа неизвестного скульптора. Автор решил увековечить памятником одну из древнейших профессий, установив около одного из домов на Нахичевани бетонную фигуру дворника в полный рост.
Никакие памятники не облагородят город так, как его могут облагородить мусорные ведра, скамейки и остановочные комплексы. Устанавливая новые памятники, культурно-историческое лицо края мы не теряем. Ростов-на-Дону — это не город-музей (как, например, Санкт-Петербург), это базар. Красивый и шумный, нагловатый, но харизматичный. Кругом эклектика. Скульптура Дона-батюшки — вычурный казак с крестом напоказ, державой в одной руке и шашкой вместо скипетра в другой — это то, что надо! Да, выглядит пафосно и смешно, но все будут фотографироваться. И через пару лет полюбят его всей своей воцерковленной душою.
Эксперты считают, что внимание министерства культуры области к памятникам порой избирательно. Иногда много сил уходит на незначительные объекты или мелкие недочеты, вместо того чтобы уделить максимум внимания серьезным проблемам. Ведь есть в городе памятники архитектуры, представляющие историческую ценность, которые в скором времени могут вообще исчезнуть с лица земли. Так, кинотеатр «Россия» — здание, от которого остался один главный фасад, все остальные огорожены забором, за которым ничего нет. На донской набережной, около новоявленых скульптур, уже десяток лет стоят Парамоновы склады, памятник федерального значения, о реконструкции которого в последний раз говорили в 2007 году. После чего «Парамоны» завесили зеленой сеткой и на время забыли.
Видео
Такие памятники, как «Парамоны», — памятники федерального значения — просто необходимо сохранять, это наше богатство, в Ростове осталось не так много построек XIX века. Парамонов склад построен в кирпичном стиле, это весьма характерно для Дона, но таких построек осталось мало. Еще в 90-е годы корпуса Парамоновых складов применялись по своему прямому назначению, но сейчас памятник разрушается от воздействия не только природных факторов, но и человеческих (свалка мусора в складах, исписанные стены, привалы бомжей). На реконструкцию теперь потребуются большие деньги. Скульптуры на набережной — это, конечно, хорошо, но если бы стоял выбор между сохранением и поддержанием действительно памятников архитектурного и исторического наследия, то ответ очевиден. Эти деньги можно было применить гораздо более эффективно, не штамповать безликие статуи, а заняться реконструкцией Парамоновых складов, открыть музей. Ведь Парамонов — это один из самых богатых и знаменитых жителей Ростова. В свое время он вкладывал собственные деньги в создание больниц, училищ, библиотек, а теперь получается, что весь труд его был напрасен и, мало того, стал обузой для Ростовской власти.
5 комментариев к материалу.