Представители коренных малочисленных народностей севера жалуются, что остаются без мест промысла. По их словам, побережье Сахалина разделено на промысловые участки, которые перекупили различные предприятия, а нивхи, ороки, уильта остались без рыбалки, без возможности сохранить традиционный уклад и просто обречены на вымирание. Но у рыбаков другая точка зрения.
Жители маленького села на севере Сахалина — Комрво, большую часть из которых составляют представители коренного этноса — нивхи, говорят, что поставлены на грань выживания. У них нет мест для рыбалки, хотя именно промысел является основой традиционного уклада жизни. Побережье возле поселка передали в аренду, промысел там ведут даже те, кто приехал на остров с материка. А представителям коренных народов на их же земле места не осталось.
Для нас рыба — этническая пища, наши народы — ихтиофилы. Лосось для нас — основной заработок и пропитание. Представителям коренных малочисленных народов севера (КМНС) за год можно поймать всего 100 килограммов рыбы: 35 горбуши и 65 кеты. Даже с учетом того, что в пищу людям или на корм собакам идет вся рыбина, отходов нет, этого объема просто физически не хватает на пропитание на весь год. Может быть, людям другой национальности и хватило бы в год 100 килограммов рыбы, но нам этого мало. Мы поднимаем этот вопрос еще с советских времен, но доказать ничего не можем. Наука когда-то решила, что нам это хватит.
Справка SmartNews
Согласно официальным данным, сегодня на Сахалине проживают 2450 нивхов, 298 уильта, 243 эвенка и 159 нанайцев. У этих народов разная история появления на острове, но все они сейчас относятся к коренным малочисленным народам Севера Сахалина.В основном они живут в национальных селах и родовых общинах Охинского, Ногликского, Тымовского, Александровск-Сахалинского, Поронайского и Смирныховского районов. Они не ведут исключительно кочевой образ жизни, но многие из них зависят от природы, занимаясь оленеводством, охотой, рыболовством и сбором дикоросов.
Видео
Нивхи — коренные сахалинцы.
Видео: Василий ШАЛИКИН на YouTube
Представители коренных этносов уже не первый год не могут договориться с властями по поводу рыбалки. Дело в том, что многие родовые общины испортили себе репутацию тем, что под прикрытием «коренного уклада» ведут откровенное браконьерство. Схема примерно такая — согласно федеральному законодательству община считается зарегистрированной, если в ней 3 человека. Берут свидетельства о рождении с вписанной национальностью, предоставляют в органы юстиции, создают общину и получают для нее квоты на лов рыбы. В течение 3 лет ее нельзя проверять, после чего нужно просто найти трех новых «учредителей».
С одной стороны, их никто не контролирует, ловят они вроде для себя, а сколько, никто не проверяет. К ним на стойбища, которые прямо на берегу моря находятся, ездят и скупают там рыбу. Получается, вроде бы браконьерство, хотя есть и другая сторона — нивхи эту рыбу не порют ради икры, не выбрасывают поротую по рекам, как остальные браконьеры. Продают только целиком, а то что они горбушу и кету со своего стола как бы отняли, так это их личное дело.
Это огромная проблема. Сейчас реку Тымь фактически убивают, популяция кеты в депрессивном состоянии, и немалую роль в этом играют как раз народы Севера. С одной стороны, есть их законные права на традиционный образ жизни, с другой — уничтожение рыбы. Я сам видел пару лет назад в нивхском селе Чир-Унвд: стоит грузовик с куботейнерами со льдом на косе, местные жители ловят рыбу неводами в море, за копейки продают ее прямо на месте. Вот и весь традиционный уклад. Там надо полностью закрывать промысел лосося минимум на 3 года, наполнять нерестилища, охранять реки и разрешить лицензионный любительский лов всем, а не только народам Севера. Только так можно спасти реку. Мы представителям КМНС помогаем, если они обращаются, и будем помогать, но иллюзий насчет «традиционного уклада» не питаем. Это имело смысл сто лет назад, когда объем лова регулировался укладом жизни — ловили столько, чтобы съесть самим и накормить собак, ну и чтобы выменять у других племен на что-то, например, оленьи шкуры. А сейчас, когда им, скажем, надо оплачивать учебу ребенка в Санкт-Петербурге, никакие ограничители уже не работают.
Сложившаяся ситуация выглядит парадоксальной. С одной стороны в регионе коренным малочисленным народам севера уделяется особенное внимание – в области реализуется долгосрочная целевая программа развития КМНС Сахалина, а с другой – получается, что даже прокормить себя коренные этносы сегодня не могут. Можно создавать какие угодно творческие центры, но если молодежь не будет жить другой жизнью, чем их предки – культура малых этносов исчезнет. Вот, например, стало известно, что уничтожено древнее стойбище нивхов – Миёгво. Еще пару десятков лет назад в него заходили люди, там находились и нивхские дома на сваях. Был там и ритуальный помост с медвежьими черепами и «дом медведя». Сейчас Миёгво заброшено.
Ситуацию с селом Комрво власти решили. Буквально на днях стало известно, что после жалоб аборигенов специальная комиссия из агентства по рыболовству Сахалинской области выехала в северный Ногликский район. Там была проведена встреча с представителями КМНС, которая прошла «очень трудно», как рассказывают ее участники. Тем не менее, своего аборигены добились: после возвращения из Ноглик комиссия приняла решение разрешить промысел на 16-километровом участке. Было решено, что лов кеты там не нанесет ущерба рыборазводному заводу. Кроме того, рыболовный совхоз «Восток», у которого часть участка для промышленного лова лосося также входит в эти километры, также позволит ловить рыбу — под контролем. Но это частный случай. А проблему нужно решать кардинально.
Навести порядок в этой сфере можно. Надо в каждом из семи районов, где живут аборигены, разработать четкий порядок вылова. Это должны сделать ученые, ГМИ ФСБ, Росрыболовство и все остальные заинтересованные структуры, чтобы правила были простыми, понятными и действовали постоянно. А не так, как сейчас, когда они меняются каждый год и в районах даже контролирующие органы порой путаются.
3 комментария к материалу.