На курильских островах Кунашир и Итуруп праздник. Теперь их жителям не придется, как раньше, переплачивать частникам, чтобы добраться до Сахалина. Правительство области решило эту проблему — остров закупил судно для региональных пассажирских перевозок.
В порт Корсаков прибыло судно «Поларис». Его правительство региона закупило для перевозок на Сахалин жителей курильских островов Кунашира и Итурупа. «Поларис» должен помочь в решении самой сложной для островов — транспортной проблемы. До этого момента из Корсакова на южные и центральные Курилы ходил всего один теплоход «Игорь Фархутдинов», когда он вставал на плановый ремонт, курильчане находились практически в транспортной блокаде. К тому же владельцем «Игоря Фархутдинова» является частная компания, и всегда была опасность, что она может продать судно или поставить его на другое направление.
Видео
Сахалин и Курилы. Паром «Игорь Фархутдинов»
Видео: Бруно Баррето на YouTube
«Поларис» пришел из Мурманска на Сахалин по Северному морскому пути. Его приобрели на деньги из областного бюджета. И хотя необходимость покупки судна для нужд островной области была очевидна, сделка по «Поларису» оказалась скандальной. Вопросы вызывало и его техническое состояние, и то, что на перевозку грузов корабль не рассчитан, и то, что пассажиров на борт может взять всего 75 и цена — 140 млн рублей.
Когда стало известно о возможном приобретении нами судна, я зашла на сайт Мурманска посмотреть объявление о продаже. Там стояла цена в 2,3 млн долларов, то есть 75 млн рублей. А потом вдруг оказалось, мы покупаем «Поларис» за 118 млн, плюс еще 22 млн — его перегонка до Сахалина. Согласитесь, странная ситуация. Да и то, что судно построено в 1968 году вызывает вопросы.
Смотрел я текущие характеристики того судна. Судолом. В регионе 95% запасов углеводородов ДВФО, пять крупных морских месторождений в разработке. Покупка той старой ржавой лайбы — это социальное оскорбление курильчан.
Но в министерстве транспорта заявили, что возраст для такого судна — не проблема. Тем более, что дольше откладывать покупку судна для Курил просто нельзя. Проблема с транспортным сообщением там такая, что в очередь за билетами записываются за несколько месяцев, а когда на время путины на острова приезжают сезонные рабочие, пароход пассажиры берут едва ли не штурмом.
Прежде чем принять решение о покупке, наши эксперты провели полное обследование судна. «Поларис» построили в Дании и качество стали на нем такое, что сейчас подобного уже просто нет. За 45 лет эксплуатации износ корпуса составил всего 17%, тогда как критическим для подобного судна являются 30%. Этот теплоход лучше, чем «Игорь Фархутдинов», приспособлен к хождению во льдах.
Впрочем, скептиков это не убедило.
Возможности этого судна меньше, чем у «Игоря Фархутдинова». И размеры у него поменьше, и мощность двигателя. Разумеется, и скорость у него будет поменьше, и хождение во льдах не в той мере, что у «Игоря Фархутдинова». Поэтому «Поларис» будет использоваться по мере своих возможностей.
А вот что у будущих пассажиров сомнений не вызовет — это комфорт. «Поларис» — строился как круизное судно. У него богатая история — оно возило на север, в Арктику туристов и съемочные группы, в том числе и из Голливуда. На борт «Полариса» поднимались ВИП-пассажиры, был среди них даже президент Владимир Путин.
Внешне корабль производит симпатичное впечатление — свежий, красивый, покрашенный. И с комфортом все в порядке — каюты двухместные, очень приличные, с санузлами. Есть на борту два бара-ресторана, комната с тренажерами и даже что-то вроде мини-бассейна. Курильчане к такому, конечно, не очень привыкли, они путешествовали в более спартанских условиях.
Когда «Поларис» выйдет в первый рейс пока не известно — предстоит еще уладить ряд бумажных вопросов и дооформить все документы. Но судно очень ждут на Курилах — сейчас, после того, как «Игорь Фархутдинов» ушел на плановый ремонт в Шанхай, морского сообщения с островами нет.
5 комментариев к материалу.