На Сахалине краеведы и историки пытаются спасти средневековую обсерваторию. Сооружению, которое построили древние жители острова айны, грозит уничтожение — к нему вплотную подошли поля. Специалисты начали сбор документов, чтобы добиться передачи этого участка исследователям для научной работы и образовательных программ.
Примерно в 1993–1994 годах группа сахалинских ученых и краеведов по информации местных жителей вышла на комплекс сложных сооружений из земляных валов в 4–5 км от поселка Сокол. Визуально было определено, что это средневековая айнская крепость — «часи». Но когда исследование там начали сотрудники Центра детско-юношеского туризма, то поняли, что оборонительным сооружение назвать сложно — не тот рельеф и размер. Внимательно изучив объект, краеведы поняли, что это именно обсерватория, а в 2002 году они уже начали там систематические астрономические наблюдения. Сейчас там идут плановые наблюдения-измерения и образовательный курс для ребят из Центра детско-юношеского туризма.
Мы начали готовить паспорт объекта, обзавелись более сложной астрономической техникой (в нашем распоряжении сейчас самый большой телескоп на Сахалине) и активно используем такое свойство этой обсерватории, как «благоприятный астрономический климат». Мы это делали летом, а осенью 2002-го в Охинском районе, почти на самом севере Сахалина, нашли миниатюрную копию этого сооружения на траверзе острова Трабуше. Сравнимый комплекс ям, канав и рвов показал, что это была максимальная точка продвижения айнов на север острова. Наши предки широко изучали и использовали астрономию.
Обсерватория — это земляные валы Г-образной формы. Комплекс в длину 80 м, в ширину — примерно 60 м. Но за такой простотой скрываются сложные расчеты. Сооружение технически ориентировано на фиксацию точек восхода солнца, луны, планет Солнечной системы и ярких звезд Северного и Южного полушария, которые имеют навигационное значение. В этой обсерватории имеется четко выраженная служба хранения времени — это проекция небесного меридиана на поверхность земли в форме насыпи, которая ориентирована строго по линии север — юг. С учетом того, как она ориентирована, можно сделать вывод, что последний раз обсерватория работала примерно в XII–XIII веке.
Cправка Smartnews
Предшественники айнов охотцы наблюдали за небесными телами с помощью главной функции пригоризонтной обсерватории: любой объект недалеко от горизонта за счет свойств атмосферы увеличивается в размерах в 2–3 раза. Главным было не наблюдение за поверхностью планеты или звезды, а наблюдение за точкой восхода. Привязывая движение небесных тел к особенностям рельефа (распадкам, сопкам, низинам), можно четко определять изменения в азимуте, сравнивать время восхода в течение года и учитывать его динамику. Собираемая в обсерватории информация, совмещенная с некими биологическими или географическими ритмами, помогала прогнозировать, скажем, передвижение теплолюбивых видов рыб в Охотском море, например сельди иваси. Также можно было предсказывать динамику климата, потепления и похолодания. Эта обсерватория снабжала астрономическими поправками бытовые календари.
Но сейчас судьба этого объекта под вопросом. Он находится на территории совхоза «Соколовский». Древнее сооружение расположено буквально среди грядок.
Несколько лет назад у нас просили разрешение проехать к этому объекту, я понимаю, о чем идет речь. Если они обратятся к нам и объяснят, что собираются делать, думаю, никаких проблем не возникнет. Естественно, нужно будет согласовать количество приехавших людей, они должны будут следить за пожарной безопасностью, не оставлять за собой мусор. Летом с использованием нашей земли будет сложнее, потому что работать с телескопами на грядках им даже самим будет неудобно, а осенью, когда урожай будет убран, — пожалуйста! Конечно, ни о какой передаче этой земли в аренду или собственность кому-то речи пока быть не может, потому что у нас все они узаконены, либо в собственности, либо в долгосрочной аренде на 49 лет.
Но как долго будут мирно уживаться палеообсерватория и овощи, непонятно. В любом случае историки сходятся в том, что вопрос с землями древнего объекта нужно решать кардинально — ему нужен особый статус.
Сейчас я бы не стал говорить, что сельхозпредприятие вот прям угрожает объекту. В свое время, когда размечали поля, ликвидировали часть обсерватории, подсыпав поля. Хотя засыпанные участки и сейчас просматриваются при должном освещении с небольшой высоты и до сих пор идентифицируются как впадины. Но если вводить обсерваторию в эксплуатацию как экскурсионный объект для коммерческого использования, надо прокладывать пешеходную тропу, делать стоянку, использовать технику, делать инфраструктуру.
Но вот как будет проходить процедура легализации обсерватории, не совсем понятно.
Мы сейчас готовим паспорт на основе астрономических наблюдений. Возможно, после его готовности будут сложности в определении обсерватории историческим памятником. Дело в том, что современная история и археология отрицает само существование астрономической культуры в архаичных сообществах. Но я знаю, что если выделяется один из компонентов, который есть в нашей обсерватории, то культуре наблюдения минимум 26 тыс. лет. Когда мы подготовим документы — таблицы, расчеты, подготовим паспорт, то поставим вопрос, чтобы землепользователь перевел этот участок в такой режим, чтобы можно было и поле использовать, и вести там исследовательско-экспедиционную работу. Может быть, сделаем щадящий график, работать осенью, когда снимут основной урожай трав.
Скорее всего, таких палеообсерваторий на Сахалине было несколько, и их надо искать. Хотя для начала следует научиться их видеть и сохранить те, что уже найдены.
Видео
Обсерватория охотцев Сахалина. IX век н. э.
Видео: Елена Светлова на YouTube