Павильон на участке вблизи дома по ул. Восточной, 11. Фото: Валерий Хмара
Поиск памятников истории, оставшихся со времен владычества японцев, — в такой квест пытаются вовлечь всех сахалинцев историки и краеведы. Неожиданные находки могут таиться не только в заброшенных деревнях и лесах, и но и в самом Южно-Сахалинске.
Где сейчас на Сахалине можно найти памятники эпохи губернаторства Карафуто? Оказалось — где угодно. Осколки периода, когда Южный Сахалин принадлежал Японии, находят в лесах, на территориях заброшенных заводов и даже среди жилых застроек — их используют в качестве сараев для хранения тяпок и лопат. Энтузиасты обыскивают улицы в поисках того, что еще можно спасти.
Оказалось, любителя истории на Сахалине открытие может поджидать даже на чужом огороде. Недавно известный сахалинский путешественник Валерий Хмара наткнулся на сооружение времен Карафуто.
Пошел в Ново-Александровское. Хотя живу в Южно-Сахалинске не один десяток лет, в этих местах еще не был. Прохожу по улице, повернул голову на север. Вижу дачные участки, перед ними теплотрассу. И вот он — на чьем-то участке стоит себе японский школьный павильон! Судя по всему, владельцы участка его используют для своих хозяйственных нужд — его внутренность закрыта металлической дверью с висячим замком. Похоже, ему статус исторического памятника не придан, и он по-прежнему находится в чьей-то собственности. Пока не знаю.
Павильон на территории Краеведческого музея. Фото: Валерий Хмара
Общими усилиями пользователей интернета удалось идентифицировать находку
Это сооружение является остатком храма Конума дзинзя, но рядом с этим местом при Карафуто располагалось ремесленное учебное заведение, поэтому при нем, как и при любом японском учебном заведении, должен быть госиндэн, школьный павильон. Его внешний вид типичен для многих госиндэнов, внешний облик этого похож на тот школьный павильон, который в селе Муравьево, где была начальная школа Тообути; в Углегорске на одной из улиц; в Бошняково, — это те, которые выглядят похожими на павильон в Ново-Александровском; еще есть павильоны совсем другого архитектурного вида; а вообще на юге острова их осталось немногим больше 20, хотя школьных учебных заведений при японцах было вроде около 250.
По словам специалистов, поиск оставшихся со времен Карафуто зданий надо вести в планировочных районах Южно-Сахалинска. Не исключены интересные находки в районе жилого сектора в микрорайоне Владимировка.
В районе Главпочтампа было кладбище села Владимировка, при начале строительства Тойохары его снесли, японское кладбище было за гостиницей «Мегапалас», на северо-западе.
На Бурунах. Фото: Валерий Хмара
99% зданий и сооружений, возведенных японцами на Сахалине, уничтожены. Сегодня в списке Министерства культуры числится 81 памятник периода Карафуто. Это 20 синтоистских храмов, 18 школьных павильонов, 7 памятных знаков, 5 световых маяков, а также несколько японских кладбищ. Но время от времени историки и краеведы пополняют этот перечень.
Нужно приложить все усилия и сохранить оставшиеся памятники. Как правило, здесь всегда возникает речь о финансировании. Обычно говорят: надо начинать с финансов, — но это глупость. Деньги — далеко не самое главное, сначала нужно голову приложить и руки. Специалисты должны знать историю памятника, что он собой представляет, в какое время возник, о чем свидетельствует. То есть иметь на него необходимую документацию. И научную, и техническую.
На ул. Заводской (Поповича) стояли два храма. Их снесли. Еще один храм находился на месте нынешнего магазина «Дом мебели» в конце Хабаровской (построен на его фундаменте). В пятидесятых годах взорвали несколько каменных памятников, которые красовались у подножья сопок. Что имеем — не храним, потерявши…
В Загорском, вблизи Быкова. Фото: Валерий Хмара
Сахалинские энтузиасты обшаривают улицы в поисках артефактов.
Не так давно я наткнулся на два оставшихся от японцев объекта. Один — двухэтажное здание, чудом сохранившееся в промзоне, на территории одного предприятия. А второй находится в Долинске. Это довольно неплохо сохранившаяся трехэтажка. Но откровенно говоря, я еще не готов заявить о них чиновникам. Все последнее время я наблюдал, как памятники планомерно уничтожались, а не сохранялись. Может, и моим находкам будет поспокойнее, если про них пока мало кто узнает.
Сегодня краеведы довольно хорошо изучили Южно-Сахалинск, Долинский, Томаринский районы Сахалина. Но энтузиасты уверены, самые перспективные в плане поисков японского наследия южные районы — Невельский, Анивский, Корсаковский. Там, уверены специалисты, их ждут очень интересные находки.
На юге Сахалина в японские времена было много хуторов и сел. Но в советские времена эти места и мыс Крильон были для посещения закрыты — пограничная зона. Сейчас южнее Шебунино тоже мало кто ездит — теперь уже не пускают рыбопромышленники и разбитые дороги. Но вот там-то, уверен, нас ждут интересные объекты. И думаю, что своих исследователей они дождутся, — японцы строили на века. И сейчас качество их бетона поражает.
Впрочем, что ждет обнаруженные объекты — это еще вопрос. Власти не всегда могут обеспечить им даже простое сохранение, не то что реставрацию. За последнее время реконструированы были всего два японских здания, на подходе третье. Причем все они музеи.
Видео
Самый известный памятник времен Карафуто — Краеведческий музей в Южно-Сахалинске
Видео: HuntingCameras/YouTube
Как интересно, можно узнать много новых подробностей из истории Южно-Сахалинска, очень познавательный квест выходит.
Необходимо сохранять памятники истории и культуры любой нации, не разделяя на русские, японские, айнские и другие. Или на свои, которые нужно спасать, и чужие, которые спасать не надо. История такой «однобокости» в памяти не прощает.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе