Тоннель на мысе Жонкиер. 2008 год. Фото: «Чеховский Сахалин»
На Сахалине ученые пролили свет на историю создания одной из самых загадочных достопримечательностей острова. Прорубленный в скале тоннель на мысе Жонкиер несколько лет строили сотни каторжан. Его никогда не использовали по назначению. Сегодня он до сих пор обрастает легендами, слухами и остросюжетными историями. Последние исследования ученых проливают свет на тайны тоннеля.
Сахалинский историк и краевед Игорь Самарин, ведущий советник отдела охраны объектов культурного наследия регионального Министерства культуры, представил свою новую книгу — «Тоннель на мысе Жонкиер». Уникальная инженерная конструкция — тоннель, прорубленный в скале, который несколько лет строили сотни каторжан и который никогда не использовался по назначению, — одна из самых загадочных достопримечательностей Сахалина. За сто с лишним лет (а построен тоннель в 1880-е годы) вокруг него появилось столько легенд и самых удивительных историй, что даже специалисту нелегко разобраться, что тут правда, а что вымысел. Исследование Самарина, на которое ушло шесть лет, помогает разгадать загадки горного тоннеля. Даже сам исторический облик сооружения и тот был до последнего времени тайной: тоннель несколько раз перестраивался, а свидетельств, рассказывающих о том, каким же он был изначально, почти не осталось.
В истории тоннеля было сразу несколько белых пятен. Тоннель на мысе Жонкиер строился каторжанами в 1880–1883 годах, но затем еще несколько раз, в том числе и в советское время, ремонтировался, перестраивался, расширялся. И к тому времени, когда в 1978 году тоннель уже в качестве объекта исторического наследия был принят на государственную охрану, от его исторического облика осталось немного — разве что длина, 73 метра. Внутри на тот момент он представлял собой бетонные крепи с торчащей из них железной арматурой. Но каким он был, когда строился? На этот счет практически не было ни архивных данных, ни документально зафиксированных свидетельств очевидцев. Известно лишь, что Антон Павлович Чехов, будучи на Сахалине, через тоннель этот проходил не раз и отмечал, что, поскольку построен он без участия инженеров, «вышло темно, криво и грязно».
Тоннель на мысе Жонкиер и кабельный домик. Фото А.А. фон Фрикена. Фото: «Чеховский Сахалин»
Дело в том, объясняет Игорь Анатольевич, что вернуть тоннелю его первоначальный облик не дадут особенности самой же конструкции. Тоннель прорублен в скале, глубоко вдающейся в Татарский пролив, собственно, он и строился-то для того, чтобы сделать возможным хоть какое-то сообщение между населенными пунктами, находящимися по разные стороны мыса. Однако, отмечает Игорь Самарин, по прямому назначению, по сути говоря, так и не использовался. Планировалось, что по тоннелю пройдет конно-рельсовая дорога, но это оказалось невозможным: по обе стороны от входов в тоннель нередки штормовые волны, в нем самом под ногами песок и водоросли, так что даже пешеходу трудно пробраться. А с наступлением холодов на тоннель наступают ледяные торосы.
Получается, что пользоваться тоннелем можно было лишь в самый краткий промежуток времени. В 50-е годы ХХ века тоннель расширили и забетонировали, чтобы обустроить здесь автомобильную дорогу, но и эта затея не удалась. В итоге сейчас как основной пользуются автотрассой, проложенной через сопки, а тоннель так и остался не у дел.
Сейчас, говорит Игорь Анатольевич, главная задача — сделать тоннель безопасным для туристов, которые сюда частенько забираются. Не останавливает их ни его труднодоступность, ни то, что его стены и потолок то и дело осыпаются: сколько конструкцию ни ремонтировали, а изначально не слишком грамотный подход к строительству дает о себе знать до сих пор. И с этим, кстати, связана еще одна история. Точнее, легенда, которую ученому по ходу исследования пришлось опровергнуть.
Мыс Жонкиер. Фото: sakhalin.shamora.info
В конце 1890-х годов в этих местах побывал журналист Влас Дорошевич, впоследствии издавший книгу очерков о Сахалине и сахалинской каторге. И именно с его легкой руки пошла гулять легенда о строительстве тоннеля на мысе Жонкиер. Она не раз пересказывалась, воспроизводилась в самых разных изданиях, позднее — в телепрограммах, попала даже в исторические брошюры по истории Сахалина и широко бытует до сих пор. Якобы каторжане долбили тоннель в скале с противоположных сторон, двигаясь друг другу навстречу, причем практически наугад. И траектория их движения, по этой версии, была такова, что две группы строителей должны были пройти параллельно друг другу и не встретиться. Если бы, как утверждает Дорошевич, в дело не вмешался каторжанин Карл Ландсберг, разжалованный офицер, сосланный пожизненно на Сахалин за двойное убийство. Якобы только благодаря его внезапному озарению работы пошли как надо и тоннель все-таки был построен.
На самом деле, отмечает историк, тоннель был достроен без какого-либо вмешательства Ландсберга. Он к тому времени наказание уже отбыл и постепенно из каторжанина (кстати, именно его история подсказала Достоевскому сюжет «Преступления и наказания» — Ландсберг был осужден за убийство ростовщика и его служанки) превратился в состоятельного предпринимателя, владеющего страховой компанией, несколькими магазинами и пароходами. И, поскольку у него было инженерное образование, к нему и обратились за советом, как исправить недочеты, уже допущенные каторжанами при строительстве тоннеля. Необходимые рекомендации Ландсберг дал, но, конечно, не благодаря некоему «озарению», а получив вполне приличный гонорар. Точно так же неверно было бы утверждать, отмечает Игорь Самарин, что тоннель строился по проекту Ландсберга — а ведь подобное ошибочное мнение долгое время было широко распространено. Тогда откуда же взялась легенда, сочиненная Дорошевичем? У ученого есть этому объяснение, подтверждаемое и другими специалистами.
— В этом нет ничего удивительного. С одной стороны, Влас Дорошевич, будучи человеком творческим и впечатлительным, явно попал под обаяние такой неординарной личности, как Ландсберг. Блестящее образование, славное боевое прошлое, ужасное убийство по совершенно низменным мотивам, 15-летняя каторга с запретом далее покидать Сахалин (а ведь Ландсбергу — офицеру! — «доброжелатели» советовали застрелиться, чтобы избежать позора, а когда он предпочел ссылку, сочли его трусом), затем успешный предпринимательский опыт. Недаром Дорошевич писал о том, что всё, что есть в Александровске, столице сахалинской каторги, стоящего и толкового, есть там исключительно благодаря Ландсбергу. С другой стороны, и сам Ландсберг, найдя в лице Дорошевича благодарного слушателя, мог преподнести события несколько не такими, какими они были на самом деле. Сейчас в результате исследования, проведенного Игорем Самариным, всё встало на свои места: ни автором проекта тоннеля, ни «гениальным провидцем» Карл Ландсберг в данном случае не был.
На мысе Жонкиер. Фото: sakhalin.shamora.info
Тоннель на мысе Жонкиер будет реконструирован и уже официально открыт для доступа туристов. Планируется, что произойдет это к 2015 году — одновременно с завершением уникального проекта по восстановлению исторического облика города Александровска-Сахалинского. «Столица российской каторги» превратится, по сути, в город-музей и предстанет такой, какой видел ее Чехов. Эта работа приурочена сразу к нескольким круглым датам: 155-летию со дня рождения А.П. Чехова, 125-летию его прибытия на остров и 120-летию выхода книги «Остров Сахалин».
Мой прапрадед был одним из тех, кто рубил этот тоннель через скалу. Я знаю, что некоторые, в том числе и именитые историки, называют тоннель на мысе Жонкиер никчемной затеей, и вроде бы даже и сам Чехов так о нем говорил. Но ведь за этим целая история. Посмотрите, стоило ученым лишь чуть подробнее вникнуть в то, как тоннель строился и перестраивался, как сразу же появилось множество интереснейших фактов, историй человеческих судеб, новые, раньше неизвестные детали о жизни, характерах известных людей.
Как рассказал корреспонденту SmartNews Игорь Самарин, планируется, что в Сахалинской области будут организованы новые исследования объектов исторического наследия. Книга «Тоннель на мысе Жонкиер», автором которой он является, уже третье издание о памятниках культуры и истории Сахалина. Серия, выпускаемая региональным Министерством культуры, будет продолжена.
Видео
Так сейчас выглядит тоннель на мысе Жонкиер
Видео: Ostrov Sakhalin/youtube.com
Справка SmartNews
Мыс Жонкиер (Жонкьер) находится на западном берегу острова, поблизости от города Александровска-Сахалинского, первой столицы Сахалина. Мыс представляет собой скалу высотой более 170 метров, далеко уходящую в воды Татарского пролива. Скалы Три Брата, расположенные напротив мыса, стали настоящим символом Сахалина и изображены на гербе Александровска-Сахалинского. Название мысу дано в 1787 году французским мореплавателем Жаном Франсуа де Лаперузом — он назвал мыс в честь Жак-Пьера Жонкиера, французского адмирала и своего друга. Кроме тоннеля, прорубленного каторжанами в 1880–1883 годах, еще одной достопримечательностью мыса Жонкиера является маяк, построенный в 1897 году и действующий до сих пор. Мыс Жонкиер и Три Брата являются, кроме того, уникальным геологическим памятником. Здесь были обнаружены окаменелости древней ихтиофауны возрастом около 100 млн лет.
Какая захватывающая история. Я не знал даже и о существовании такого тоннеля. В принципе, я не знаю о многих подобных объектах, страна то у нас громадная! Но все же, интересно было узнать еще и о таком:)
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе