В Северо-Курильском городском округе асфальт на дорогах появится впервые. До сих пор его не было. При удачном раскладе это произойдет уже года через два-три. На южных островах — Итурупе, Кунашире и Шикотане — асфальтирование в последнее время потихоньку уже началось, а вот северяне в этом плане отстают.
На Северных Курилах губернатор региона Александр Хорошавин и только что победивший на муниципальных выборах глава Северо-Курильского городского округа Александр Серебряков приняли решение заасфальтировать все дороги в городе — впервые в его истории. Об этом же было сказано и в официальном сообщении регионального правительства. Поэтому корреспондент SmartNews для начала решил выяснить, а правильно ли мы вообще понимаем в данном контексте это слово — «впервые».
Всего 2–3 года назад на Южных Курилах были построены первые асфальтовые заводы и началось хоть какое-то благоустройство основных магистралей на островах — например, в направлении аэропорта. Ну а на Северных Курилах и до настоящего времени этого нет — впервые, по сути, разговор коснулся этой темы. Вообще Курильские острова долгое время находились, мягко говоря, в запущенном состоянии. Жилье не строилось, социальные объекты не ремонтировались с советского времени, годов с 80-х. Вместо нормального причала был допотопный пирс — люди кое-как взбирались по шатающейся лесенке на суда. Вот только сейчас жизнь на островах стала меняться. Возводится жилье, детские учреждения, в порядок привели пристань. Теперь и разговор о дорогах зашел. А строящийся на Южных Курилах аэропорт Итуруп не просто будет соответствовать всем современным стандартам — он станет первым портом в России, полностью построенным с нуля (а не просто модернизированным) за всю постсоветскую эпоху. Между прочим, раньше он был в таком виде, что его называли «аэропортом для камикадзе», — якобы садиться там рисковали только японские летчики, которым можно было уже не возвращаться.
Конечно, дороги не единственная проблема курильчан. На совещании у губернатора говорилось о том, что нужно срочно решать вопросы с подачей тепла и электроэнергии, благоустраивать город. Наконец, с зарплатами что-то делать — люди не первый раз жалуются на низкие доходы. Сам за себя говорит такой факт: в советское время в Северо-Курильске было около 10 тыс. жителей, а сейчас — 2,5 тысячи.
Да, вот такие у нас чудеса — без асфальта живем. И много без чего еще. Без нормальных зарплат, например. У нас есть такие, кто на рыбообрабатывающих предприятиях работает и получает по 7–8 тыс. в месяц. И это притом что у нас цены выше, чем вообще на Сахалине, а говорят, что средняя зарплата на Сахалине давно за 40 тыс. перевалила, вот и представьте. Да плюс, считайте, без нормального сообщения с материком, да плюс как на пороховой бочке из-за природы нашей. Одно могу сказать — если власти наконец на нас внимание обратили и будут свои обещания исполнять наконец, то и слава богу, больше тут нечего добавить. А если вы всё про дороги — ну как тут опишешь. Бывает такое время, что ни проехать ни пройти. Машины вязнут, буксуют и ломаются, люди по колено в грязи. Кусок дороги у нас вроде забетонировали, так зимой ее занесло — что был этот бетон, что не было его. Так и живем.
Между тем, как поясняют в правительстве региона, в последнее время были выделены серьезные средства и из регионального, и из федерального бюджета на программы по развитию Курильских островов. Многое уже сделано, есть и мероприятия, намеченные на самое ближайшее время. В том числе, конечно, и приведение городских дорог в нормальное состояние. Года через три.
В 2013 году в Северо-Курильске было выполнено бетонирование автодороги от дизельной электростанции до морского порта. По словам главы округа Александра Серебрякова, в настоящее время на экспертизе находится проект по реконструкции всей улично-дорожной сети города. Документ предусматривает асфальтирование дорог Северо-Курильска. Руководство муниципалитета планирует выполнить эти работы в течение трех лет. Кроме того, местные власти рассчитывают снести брошенные здания в городской черте.
Видео
Северные Курилы
Видео: Anatoliy Morev/youtube.com
Если из Сахалинской области в целом за 2013 год уехало более 2 тыс. человек (кстати, и во всех остальных дальневосточных регионах наблюдается такая же тенденция), то с Курильских островов люди не только не уезжали, но, наоборот, население их возросло, в том числе за счет приезжих. Более того, по данным Сахалинстата, Южно-Курильский городской округ оказался на втором месте после столицы региона Южно-Сахалинска по числу прибывших. Насколько это связано с началом асфальтирования дорог, статистика умалчивает.
Я, честно говоря, несколько обескуражен… Ну и что, что города маленькие и находятся далеко, там люди как живут то без асфальта на дорогах? до сих пор!
Это просто шокирует. На месте людей я бы тоже давным давно уехал оттуда…
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе