В Магаданской области станет одним населенным пунктом меньше — будет упразднено и исчезнет с карты село Усть-Среднекан. Сейчас решается судьба еще нескольких деревень и поселков региона.
Села Усть-Среднекан в Магаданской области больше не будет — такое решение приняла недавно областная дума. Вступит в силу оно через несколько дней, а это значит, что село исчезнет из перечня населенных пунктов региона, а там и с карты. 152 проживавшие там семьи будут расселены, а их дома списаны с учета и снесены. Сейчас обсуждается судьба еще восьми колымских поселков. И, скорее всего, она окажется такой же, как и у Усть-Среднекана. И не только у них — в ближайшее время счет упраздненных населенных пунктов в регионе пойдет на десятки, а то и сотни. Причина — эти села и деревни оказались непригодными для жизни. В том же Усть-Среднекане давно уже нет учреждений образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры, связи и даже торговли. Примерно такая же ситуация и в других населенных пунктах, которые планируются к ликвидации.
Законом упразднено сельское поселение Усть-Среднекан в связи с утратой им признаков населенности. С учетом этого внесены соответствующие изменения в региональный закон «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области». Урегулированы правоотношения, связанные с передачей прав и обязанностей органов местного самоуправления и выборных должностных лиц сельского поселения Усть-Среднекан органам местного самоуправления и выборным должностным лицам муниципального образования «Среднеканский район».
Причина такого массового вымирания сел одна: прекратило работать градообразующее предприятие, на котором держалась вся жизнь населенного пункта. Случилось это в разное время: некоторые из таких предприятий закрылись в первые постсоветские годы, другие в кризис, третьи просто выполнили свою задачу и оказались не нужны (скажем, поселок создавался вокруг прииска, ресурсы которого на данный момент исчерпаны). Результат — эти поселки и деревни начисто утратили свойства населенных пунктов, пригодных для жизни человека. В них нет попросту ничего вообще. И даже в соседние села добраться проблема.
С инициативой о ликвидации населенного пункта выступают обычно сами же местные власти, а иногда и жители. Губернатор области Владимир Печеный, когда вступил в должность в прошлом году, много ездил по региону, так люди из этих сел сами обращались к нему с просьбой поскорее их отсюда вывезти. Речь обычно идет о поселках, в которых прекратило работу градообразующее предприятие, а большинство населения — пенсионеры. При этом расстояния у нас на Колыме такие, что зачастую эти села на 200–300 километров удалены от других населенных пунктов. Получается, что и дорого, и технически сложно содержать социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуру для обслуживания таких поселков. Вот там и нет ничего вообще. А трудоспособному населению либо негде работать, либо, опять же, трудно добираться до мест работы. Понятно, что и заново отстраивать жилье в таких местах смысла практически нет. А старое, уже построенное, как правило, находится в аварийном состоянии. Бывает, конечно, что три-четыре семьи ни в какую не хотят даже из таких поселков уезжать.
Нельзя сказать, что практика упразднения населенных пунктов сама по себе так уж нова. Так, например, в Красноярском крае при строительстве крупных ГЭС исчезло с лица земли около 200 сел и деревень. Но в том случае речь шла о вполне жизнеспособных населенных пунктах. На Колыме ситуация другая: переезд из фактически погибших деревень для местных жителей уж точно не трагедия, скорее, шанс начать нормальную жизнь с понятными перспективами.
Не знаю, как в других регионах, а у нас мало кто горюет о сносе деревень. Ну, может, совсем уж пожилые люди, которые там всю жизнь прожили и проработали. Хотя, с другой стороны, именно им-то в таких поселках жить особенно невыносимо. Ничего ведь нет: ни медиков, ни лекарств, ни продуктов. Часто — ни воды, ни света, ни тепла, ни связи. И до ближайшего тракта еще надо добраться. Дома им самим держать в порядке тяжело, а больше тоже некому. Так что никуда не денешься — надо переезжать, выбираться отсюда. Это объективная необходимость. Хотя и грустно все это, конечно.
Механизм упразднения населенных пунктов в Магаданской области уже четко отработан. Вопрос при этом решается не сверху — инициаторами ликвидации неперспективных деревень выступают сами же местные власти. Кстати, далеко не все из упраздненных поселков в обязательном порядке идут под снос.
— Механизм упразднения населенных пунктов таков: вначале принимается решение на местном уровне, далее оно передается наверх — в районную администрацию, далее — в правительство и областную думу. Там и издается соответствующее распоряжение, и уведомление о нем далее направляется уже в федеральный центр. Что касается самих населенных пунктов, то они либо идут под снос, либо, что происходит чаще, их сохраняют, поскольку там (я имею в виду конкретно наш регион) обычно поблизости работает или старательская артель, или дорожное предприятие, обслуживающее местные трассы. Поэтому какие-то условия для проживания их сотрудников все же оставляют в этих поселках.
Так или иначе по разным федеральным и региональным программам (переселение северян на «большую землю», расселение аварийного жилья и т. д.) из таких населенных пунктов за последние годы уже выехало около 20 тыс. магаданцев. Но именно начиная с этого года акцент на региональном уровне будет сделан на предоставлении жилья людям, до сих пор жившим в упраздняемых поселках. В 2014 году на покупку им квартир и жилищных сертификатов в Магаданской области выделят средств втрое больше, чем год назад.
В Магаданской области населенные пункты расселяются как по федеральной, так и по региональной программе. За годы их действия были переселены либо на материк, либо в пределах области тысячи семей — десятки тысяч человек. Стоит сказать, что только по региональной программе (не считая средств федерального бюджета) на эти цели было выделено в прошлом году 17 млн рублей, а в этом планируется 50 млн. Люди из населенных пунктов, подлежащих упразднению, получают жилищные сертификаты либо же сразу квартиры на «большой земле» или в регионе, где пожелают. Их площадь и стоимость зависят от количества проживающих в старом жилье либо от его стоимости — система подсчетов различна в зависиимости от того, под какую программу — федеральную или областную — попадает расселение.
Конечно, бывает и наоборот. Например, год назад в Магаданской области на Наталкинском месторождении началось строительство крупнейшей в России фабрики по переработке золотой руды. Планируется, что добываться здесь золота будет столько же, сколько во всем регионе в целом. Естественно, что и поселок вокруг такого предприятия появится, и довольно скоро.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе