Сахалинские ученые обнаружили два прежде неизвестных археологических памятника на островах Малой Курильской гряды. При этом такой цели у них не было — на острова они отправились, чтобы проверить состояние уже описанных памятников истории и культуры, а на эти находки наткнулись абсолютно случайно.
Специалисты сахалинского Министерства культуры и областного краеведческого музея отправились с проверкой на острова Малой Курильской гряды и Кунашира: им предстояло проанализировать состояние более чем 150 памятников истории и культуры, находящихся в этом районе. А вернулись они с новыми находками: совершенно случайно им удалось обнаружить два новых, прежде неизвестных археологических памятника — временную стоянку древнего человека и поселение с остатками полуподземных жилищ. Цели отыскать подобные объекты у участников экспедиции не было — об уникальные древние объекты они почти в буквальном смысле слова споткнулись. Ольга Шубина, ведущий научный сотрудник областного краеведческого музея, участвовавшая в экспедиции, признается: на острова отправилась скорее в отпуск, чем на работу, просто коллеги попросили проконсультировать.
Что касается памятников истории Курильской гряды в целом, то сейчас мы обобщаем материал и готовим к изданию книгу «Памятники истории и культуры Южно-Курильского района». Если же говорить о древних стоянках, которые мы нашли, то цели такой у нас не было, мы занимались другой работой, и все произошло совершенно случайно. Я вообще, можно сказать, там в отпуске была. Пока по этим находкам нет ни материалов каких-то, ни плана, всё находится в работе. Просто, как говорится, археолог не может идти по новой местности и не смотреть себе под ноги. Всегда глаз цепляется за что-то необычное и выхватывает всё достойное внимания из окружающего пространства.
На этот раз у археологов глаз зацепился за остатки древних предметов быта. Некоторые признаки указывают и на нахождение поблизости айнского захоронения. Однако всех подробностей ученые пока не раскрывают: из экспедиции они вернулись всего пару дней назад и работа с найденными памятниками истории еще предстоит. Сейчас нельзя даже с абсолютной точностью сказать, к какой именно эпохе относятся стоянка и поселение. Дело том, что в этом районе были найдены стоянки и поселения самых разных периодов — начиная от 6–8 тысячелетий до нашей эры и заканчивая серединой минувшего тысячелетия.
Люди во все времена выбирали места для своих селений, руководствуясь одними и теми же критериями, поэтому современные поселки располагаются, по сути, там же, где ранее на протяжении тысячелетий жили древние обитатели Курильских островов — айны и их предки. На Кунашире сейчас известно около 150 памятников археологии, на Шикотане — около 30 и 12 (а теперь уже 14) — на островах Малой Курильской гряды. Археологические памятники относятся к разным этапам неолитической культуры дзёмон (от 8 тыс. лет назад до рубежа эр), культур палеометалла (раннего железного века) — охотской, тобинитай, сацумон (середина I тысячелетия до н. э. — начало II тысячелетия н. э.), культуры айнов (XII–XIII — середина XX века).
В Министерстве культуры Сахалинской области отмечают: эта находка, насколько бы уникальной ни была, скорее всего, даже за одно только предстоящее лето будет далеко не последней. Айны — древнейшее население Японских островов — судя по всему, обеспечили археологов работой на десятилетия вперед.
В общем-то, интересные археологические находки в течение полевого сезона у нас обнаруживаются ежегодно, бывает, что и до 20 объектов за лето. Всего же в Сахалинской области на данный момент описано порядка 1,5 тыс. памятников археологии. Что касается этих новых находок, то экспедиция вот только что, пару дней назад, вернулась. Сейчас ждем служебную записку от сотрудников краеведческого музея — она и станет основанием для того, чтобы начать работу.
Однако, как выясняется, итоги экспедиции ученых не столько обрадовали (из-за новых находок), сколько встревожили — из-за состояния других островных памятников истории, среди которых есть и уникальные, представляющие особую ценность. Не зря они отмечали: люди всегда селятся в одних и тех же местах.
Соседство же с современными обитателями островов древним памятникам явно не на пользу. Строительные, земляные работы, проходящие поблизости военные учения, технический и бытовой мусор — все это создает угрозу разрушения исторических объектов — древних стоянок, найденных у озера Алигер (стоянка «Алигер-1»), на мысе Собачья Голова, и других. Поэтому сейчас ученые озабочены не столько даже изучением и описанием вновь найденных объектов, сколько сохранением и защитой старых.
Разрушение археологического объекта — это безвозвратная потеря ценного, а порой и просто уникального культурного наследия, утрата важной научной информации. К сожалению, бывает так, что очередной мониторинг памятников истории и археологии на островах выявляет факты их разрушения под воздействием природных сил, а чаще — в результате деятельности человека. Удручающее впечатление производят остатки современных брошенных поселений — рыболовецких станов, военных объектов: ржавое железо, бочки от ГСМ, сломанная техника, развалины построек, бытовой мусор захламляют побережье, ставят под угрозу разрушения бесценные исторические объекты.
Справка SmartNews
Сахалинские археологи проводят ежегодные раскопки почти во всех районах области. Одним из главных вопросов археологии Дальнего Востока является изучение проблемы первоначального заселения Сахалина и Курил древним человеком в эпоху палеолита. Среди находок ученых есть древнейшие орудия труда, возраст которых оценивается в 25–30 тыс. лет.
Видео
Айны Сахалина. Music Pat Metheny — Above the Treetops
Видео: Владимир Цитко/youtube.com
Особый интерес для археологов представляют и уникальные памятники культуры айнов — коренных жителей Сахалина и Курил, прежде всего остатки айнских поселений и погребений, предметы быта. Кстати, и сама по себе история этого народа — большая тайна. Айны считаются одним из самых древних и загадочных народов планеты. Известно, что они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком, и многими чертами материальной и духовной культуры, были, кроме того, хорошими воинами.
Сейчас о пребывании айнов на Сахалине напоминают лишь музейные экспонаты. После Второй мировой войны потомки древнего народа — 1200 человек — уехали на Хоккайдо уже как японские граждане.
14 комментариев к материалу.