Фото: Беренгия
Китобои Чукотки открыли промысловый сезон. Пару дней назад им уже удалось добыть первого серого кита. Всего же за весну — осень 2014 года они смогут выловить более 120 морских млекопитающих.
Чукотские китобои открыли сезон. 19 мая в соседской общине села Лорино был добыт первый серый кит. Всего же чукотские морские охотники за сезон 2014 года смогут добыть 120 серых и двух гренландских китов. В этом году вести добычу будут общины трех районов Чукотки. В зависимости от числа жителей им выдаются и квоты на морскую охоту. Так, например, в Иульинском районе разрешена добыча всего трех китов, а в общине Лорино — 56. В основном это серый кит — к чукотским берегам он приходит из Калифорнийского залива, чтобы подкормиться.
У нас в Лорино существует соседская община коренных народов, они и занимаются отловом. 19 мая охотники вышли в море и добыли первого кита. Сейчас у нас еще держится кромка, так они на лед его вытащили, там прямо разделали, а потом уже доставляли сюда и мясо, и кожу. Китов у нас добывают только для своих нужд, на продажу не пускают, разрешения на добычу выдаются исключительно как на аборигенный промысел. Одного кита общине хватает на неделю, максимум на две — ведь живет там полторы тысячи человек. Вообще добыча идет с весны, когда лед только-только сходит, и до поздней осени. И за каждый сезон удается добыть от 50 до 55 китов. Дальше мясо употребляется в пищу, а те отходы, которые не подлежат использованию, отправляют на захоронение (у нас специальное место есть для этого), а то, что можно переработать, идет на звероферму, на корм песцам. В нашей общине добывают в основном серого кита — он приходит к нам на откормку из Калифорнийского залива.
Чукотка — единственный регион России, где разрешена добыча кита. Причем, как подчеркивают в правительстве округа, речь идет ни в коем случае не о промышленном отлове (по принципу «чем больше, тем лучше»), а об аборигенном промысле, то есть традиционном для местных коренных народов виде деятельности. Для них это не бизнес и не забава, а основа для сохранения уклада жизни, который формировался веками.
Фото: Беренгия
Добыча китов регламентируется Международной китобойной комиссией — на ней рассматриваются вопросы выделения квот тому или иному государству или территории. Для Чукотки установлена шестилетняя блок-квота — 720 серых китов и 30 гренландских. Каждый год мы собираем заявки у наших общин морских зверобоев: они указывают, сколько им необходимо добыть для удовлетворения своих потребностей. Решение принимает чукотский рыбохозяйственный совет: максимальное ежегодно разрешенное для отлова количество китов — 135 серых и 5 гренландских — распределяется между общинами.
А киты, рассказывает Сергей Леонидович, для местных — вся их жизнь. Мясо в пищу идет — и это не прихоть, а, если угодно, физиологическая потребность северных народов: именно такой тип питания формировался у них веками. Добыча кита — это и быт, и традиции, и даже искусство коренных жителей Чукотки: всем известны изделия из китового уса или резьба по кости — работы местных мастеров. С морской охотой связано множество обрядов и народных праздников. А в некоторых общинах, отмечает Сергей Редькин, традиции блюдут до такой степени, что и охотиться на кита выходят не с ружьями, а с копьями и гарпунами. Кстати, с организациями по защите животных по поводу аборигенного промысла кита противоречий и конфликтов не возникало никогда.
— Существует официальная позиция WWF по проблеме китового промысла. Там четко обозначена точка зрения фонда — это запрет на охоту в промышленных целях, охрана китовых, запрет на беспричинное их изъятие для научных целей (речь идет о том, чтобы велось прижизненное изучение этих видов) и т. д. Однако понятно, что ситуация с коренными малыми народами — особая и может считаться исключением. Хочу только добавить, что сейчас явно не хватает финансирования морским научным институтам, в том числе и на Чукотке, занимающимся исследованиями этих замечательных животных. Вот на это бы еще внимание не мешало обратить.
Как долго продлится охотничий сезон в этом году, с точностью сказать невозможно. Все зависит от погоды, от того, когда установится лед. Год назад, например, сезон отлова закончился в начале декабря. Чукотским охотникам удалось добыть за это время 127 серых китов.
Видео
Промысел кита на Чукотке
Видео: Pelikenfilm/youtube.com
Справка SmartNews
Серые (калифорнийские) киты — самый древний вид усатых китов: его возраст — порядка 30 млн лет. У них сохранились признаки далеких наземных предков: позвоночник с разделенными позвонками, подвижная голова, крупные носовые и тазовые кости. Серые киты достигают в длину 15 метров при весе 35 тонн. В свое время существовало три популяции этого вида: атлантическая и западная и восточная тихоокеанские. Сейчас атлантической популяции больше нет: она была истреблена китобоями еще в XVIII веке. В целом промысел серого кита запрещен — собственно, это и спасло этот вид от уничтожения. Разрешается он в нашей стране только коренным народам Чукотки (не более 170 особей в год). Гренландский (полярный) кит достигает в длину 20–22 метров, вес взрослого животного может доходить до 150 тонн. Это единственный вид усатых китов, проводящий всю жизнь в полярных водах (остальные виды обитают в южных умеренных водах, а в северные воды плывут только на кормежку). Существует информация о нескольких особях этого вида, чей возраст превышает (по ряду признаков) 100 лет.
5 комментариев к материалу.