Авачинскую бухту на Камчатке очистят от затонувших судов. 70 кораблей — а это 25 млн килограммов металлолома — наносят большой вред экологии и создают угрозу для морских обитателей. На подъем судов потратят 2 млрд рублей.
Из Авачинской бухты на Камчатке поднимут несколько десятков затонувших кораблей. Бухта превратилась в кладбище брошенных судов за последние несколько десятилетий. Сейчас, по оценкам специалистов, на дне бухты находится около 70 кораблей. Основная часть из них сейчас мало напоминает морские суда — речь идет скорее о грудах металлолома, порядка 25 тыс. тонн. Кладбище кораблей захламляет акваторию, создает угрозу для морских обитателей, миграционные маршруты которых проходят в этих местах, а действующим судам мешает подойти к причалу.
Вопрос о подъеме плавсредств со дна бухты стоял давно. Но только сейчас стало известно, что наконец-то выделены деньги — более 2 млрд рублей — на ее очистку.
Проблема эта — загрязнения техногенным мусором территории Авачинской губы и брошенными судами акватории Авачинской бухты — обсуждается уже несколько нет. И вот теперь мы подошли к практическому ее решению. Авачинская бухта вошла в федеральную программу ликвидации накопленного экологического ущерба, и до 2025 года на ее очистку будет выделено более 2 млрд рублей. Будем следить, чтобы был конкретный результат, чтобы к окончанию программы Авачинская бухта была очищена от металлолома, все было утилизировано по современным технологиям, а ущерб по возможности ликвидирован.
Сотрудники камчатского морского порта рассказывают: затонувшие плавсредства — самого разного происхождения и подчинения. Есть российские, есть и иностранные. Одни были задержаны как нарушители таможенниками и пограничниками, другие — инспекторами Росприроднадзора за браконьерство. Есть и те, что были брошены и затоплены по неясным причинам, и где хозяин судна — неизвестно. И это, признаются специалисты, самая сложная ситуация.
— Бросают суда по разным причинам. Если они были задержаны за какие-то нарушения, их хозяева просто стараются уйти от закона. Но есть и те, кому не хочется (дорого или лень) утилизировать, как оно положено, старое судно. Легче затопить. По всем нормативам хозяин должен снять его с регистрации, ну и, очевидно, сдать на металлолом. Прежде многие так и делали — утилизировали у нас или уводили в Японию, Индию. Но сейчас забросили это дело, просто бросают суда на произвол судьбы. Но самое-то поразительное, что без владельца, в каком бы ни было состоянии судно, мы и сделать ничего не можем. А он предпочитает скрываться. По факту это давно уже никакое не плавсредство, а груда металла. Но раз у него есть хозяин — ничего с этим металлоломом мы предпринять не можем.
Бывает и хуже: владельцы бросают суда прямо вместе с экипажем. Плавсредство в море, на нем люди. Запасы воды, провизии, топлива на исходе. А хозяин исчезает в непонятном направлении.
— Иногда бывает, что владельцы бросают по тем или иным причинам и вполне действующие суда. Часто и вместе с экипажем. Просто растворяются в никуда. И люди остаются без денег, которые заработали, и судно без присмотра. Понятно, что довольно быстро начинается мародерство — разграбление брошенного судна, оно приходит в нерабочее состояние. А затем, нетрудно догадаться, отправляется на дно.
Сотрудники порта готовы привести сразу несколько таких примеров. Прямо сейчас, в настоящее время, в море находится мини-плавбаза «Святой Георгий», брошенная на произвол судьбы приморским судовладельцем вместе с экипажем. При этом на «Святом Георгии» нет ни энергоснабжения, ни воды, ни еды, ни топлива. Естественно, как только люди смогут оттуда выбраться, судно, скорее всего, будет затоплено — никто им заниматься не будет. В свое время то же самое произошло с судами «Снегирево», «Лучистый», «Тихон Семушкин». Их точно так же бросили оставшиеся не у дел экипажи, затем суда были разграблены или разрушены вандалами, а в итоге и затоплены.
Последняя такая история, с РС «Снегирево», произошла совсем недавно — в апреле этого года. Но есть и «утопленники» со стажем. Например, «Назаровск», затонувший у мыса Сероглазка, рядом с лежбищем сивучей, находится на дне уже второй десяток лет. При этом тревогу у специалистов вызывает состояние и прибрежной территории.
Проведенный недавно рейд, в котором участвовали и наши сотрудники, выявил значительное захламление Авачинской бухты и склонов Авачинской губы, причем речь идет о мусоре техногенного происхождения — это металлолом, брошенная техника, а также следы нефтепродуктов, а в самой бухте — затопленные суда и их фрагменты. При этом можно сказать, что ситуация в последние годы еще и улучшилась, — некоторое время назад ситуация на этой территории производила вообще гнетущее впечатление. Сейчас и городские власти Петропавловска-Камчатского, и правительство региона уже провели серьезные работы по очистке Авачинской губы и акватории бухты, и количество техногенного мусора здесь за последние два года сократилось в разы. Нашим ведомством было возбуждено несколько административных дел в отношении злостных нарушителей экологического законодательства. Однако о чем говорить, если только первый, ближайший этап по очистке бухты подразумевает ликвидацию 500 тонн металлолома. Повторюсь, это только начало.
Видео
Авачинскую бухту чистят от судов
Видео: NordOstInform/YouTube
Работы по подъему затонувших судов из Авачинской бухты начнутся в ближайшие дни и, как планируется, продлятся 7–10 лет: возиться с «утопленниками» придется долго. Правда, что делать дальше с такими судами, не совсем понятно: без согласия законных хозяев, даже если местонахождение их неизвестно, утилизировать такие суда нельзя.
Таких хозяев, которые бросают свое судно, да еще и вместе с командой судить надо, да еще и заставлять за свой счет утилизировать судно, если оно им не нужно и возмещать убытки нанесенные экологическому состоянию бухты. А то ведь безнаказанность судовладельцев и становится одной из главнейших причин такой вот ситуации.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе