Сахалинские активисты собирают подписи под петицией, адресованной министру обороны Сергею Шойгу, с просьбой помочь в восстановлении уникального маяка мыса Анива — визитной карточки Сахалина.
Сахалинские активисты начали сбор подписей под петицией, адресованной главе Минобороны Сергею Шойгу. В ней — просьба помочь в ремонте, реставрации и дальнейшем сохранении уникального маяка мыса Анива, ставшего своего рода визитной карточкой Сахалина. Маяк, построенный более 70 лет назад, действует до настоящего времени. Это удивительное сооружение высотой в 31 метр находится на отдельно стоящей 10-метровой скале. Внутри башни девять этажей, в которых спроектированы технические и жилые помещения, рассчитанные на проживание 12 человек. Собственно говоря, долгое время маяк и был обитаемым. Ну а после того как его перевели на автоматическую работу, началось разрушение удивительной башни.
Построен маяк был в 1939 году японцами и по проекту японского же инженера Миуры Синобу. Стоит на отдельной скале возле мыса Анива. Строился он посреди постоянно штормящего моря, под сильными ветрами, и сегодня, глядя на этот маяк, вообще непонятно, как же удалось его соорудить, тем более с техническими возможностями тех лет. На этой скале и человеку-то трудно устоять на ногах, а уж возвести такую башню.
Тем не менее в то время люди смогли ее построить, а мы, выходит, сохранить в современных условиях не можем. Пока в башне жили маячники, они следили за порядком, время от времени делали ремонт. А в 1990-е годы маяк перевели в режим автономной работы — вначале на изотопные батареи, затем на солнечные, но в любом случае присутствие человека там было не нужно. Собственно, именно с этого периода его ни разу и не ремонтировали. Сейчас на маяке под воздействием сильных ветров, штормов выбиты окна и двери, да и сам он постепенно разрушается.
Маяк мыса Анива — место притяжения туристов. Кто-то отправляется туда с экскурсиями, которые организует клуб «Бумеранг». Другие приплывают сами — кто на каяках, кто — на свой страх и риск — на небольших лодочках. Но экстремалы при этом не просто путешествуют — на Сахалине возникло волонтерское движение, участники которого по мере возможности стараются приводить маяк и территорию вокруг него в порядок. Но этого, конечно, мало.
Обслуживание маяков в южной части Сахалина ведет гидрографическая часть в/ч 13148 (город Корсаков), однако на маяке Анива гидрографы занимаются только техническим обслуживанием светооптического оборудования и не в состоянии заниматься ремонтом и благоустройством маяка. Сахалинские волонтеры уже не раз проводили на маяке Анива мелкий ремонт, работы по благоустройству, очистке башни от мусора. Но этих сил явно недостаточно для восстановления маяка.
При этом у маяка даже нет статуса памятника истории и архитектуры. Он действующий, а потому находится в ведении Минобороны. И даже если бы нашелся меценат, пожелавший отреставрировать маяк, он по закону был бы не вправе это сделать. Вот поэтому молодые люди и обратились к Сергею Шойгу — и как к министру обороны, и как к президенту Русского географического общества, которым он является.
Фото: sakhrest.ru
Наша область островная, всегда была связана с морем, поэтому история навигационного обеспечения мореплавания и маячного строительства является составной частью сахалинской и курильской истории. В настоящее время, с развитием спутниковой навигации, световые маяки постепенно уходят в небытие. Во многих морских державах они превращены в памятники истории техники и охотно посещаются туристами. Сахалинская область также имеет все предпосылки для развития маячного туризма, но часть маяков нуждается в серьезных работах по их сохранению. Особую озабоченность у нас вызывает состояние маяка Анива. Это уникальное сооружение не имеет аналогов не только на Сахалине, но и на всем Дальнем Востоке… Просим Вас оказать содействие в проведении инженерных исследований состояния маяка и выполнении специализированной организацией необходимых работ по восстановлению маяка Анива.
Сейчас сбор подписей под петицией продолжается. Когда их наберется тысяча, письмо будет отправлено. А в том, что это произойдет, сомнений нет, ведь только за первые сутки ребятам удалось собрать более 900 подписей неравнодушных сахалинцев.
Я, безусловно, поставил свою подпись под обращением. Маяк мыса Анива — это наша история и наш символ. И как турист я там бывал не раз с друзьями, и порядок нам там приходилось наводить. Так что о чем разговор! Думаю, все сахалинцы должны подписать петицию. Ну и как-то надо найти возможность все-таки придать маяку статус памятника истории, иначе результаты любой реставрации недолго продержатся.
Видео
Маяк Анива. Сахалин

Построен маяк был в 1939 году японцами и по проекту японского же инженера Миуры Синобу. Стоит на отдельной скале возле мыса Анива. Строился он посреди постоянно штормящего моря, под сильными ветрами, и сегодня, глядя на этот маяк, вообще непонятно, как же удалось его соорудить, тем более с техническими возможностями тех лет. На этой скале и человеку-то трудно устоять на ногах, а уж возвести такую башню.
Обслуживание маяков в южной части Сахалина ведет гидрографическая часть в/ч 13148 (город Корсаков), однако на маяке Анива гидрографы занимаются только техническим обслуживанием светооптического оборудования и не в состоянии заниматься ремонтом и благоустройством маяка. Сахалинские волонтеры уже не раз проводили на маяке Анива мелкий ремонт, работы по благоустройству, очистке башни от мусора. Но этих сил явно недостаточно для восстановления маяка.
Денис Дедов
Сергей Ягунов
Станислав Родин
Тарас Алюшников









4 комментария к материалу.