Фото: sakhalin.info
На Людиновском тепловозостроительном заводе в Калужской области завершили сборку первой секции тепловоза, построенного специально для Сахалина. Эта машина пригодна как для островной, построенной еще японцами, так и для материковой железнодорожной колеи. Их ширина различается в 1,5 раза.
На Людиновском тепловозостроительном заводе завершена сборка первой секции нового тепловоза ТГ16М, предназначенного специально для Сахалинской железной дороги. На данный момент окончен монтаж всех узлов и оборудования, проведены пробные испытания дизельных установок. После того как будет готова и вторая секция, тепловоз отправится на ходовые испытания, а дальше и на Сахалин. Произойдет это в начале следующего, 2015 года. Всего же на остров будет поставлено 40 тепловозов ТГ16М.
Новый тепловоз был спроектирован специально под Сахалин — с учетом сложного рельефа острова, сурового климата. Кроме того, он более мощный, при этом простой в управлении и комфортабельный для машинистов. Но самая главная его особенность — он способен перестраиваться на колею разной ширины — островную, шириной 1067 миллиметров (она была построена японцами), и материковую, 1520 миллиметров (такая ширина стандартна для российских магистралей). Сейчас на Сахалине та и другая представлены примерно поровну.
Разработка проекта и отработка технологий заняла около двух лет. Сейчас о локомотиве ТГ16М можно говорить как об универсальной и современной машине. Тепловоз обладает повышенной надежностью, комфортабельной кабиной для машинистов, укомплектован МСУД — микропроцессорной системой контроля, управления и диагностики. При этом система его колесных тележек сконструирована так, что тепловоз можно использовать и на островной (1067 миллиметров), и на материковой (1520 миллиметров) колеях. Можно сказать, что с ТГ16М и начнется переход Сахалинской железной дороги на общероссийские стандарты. Произойдет это в 2015 году, а далее в течение трех лет на остров будет поставлено 40 таких локомотивов. Они смогут действовать как в переходный период (пока идет модернизация островной магистрали), так и в дальнейшем.
Сейчас на Сахалине работают преимущественно тепловозы ТГ16, построенные в 60–70-е годы прошлого века. Машины неплохие, но стоит ли говорить о том, что они давно устарели морально, а кроме того, приспособлены только под островную колею. А это означает потерю и времени, и денег при перестановке вагонных тележек у поездов, поступающих на Сахалин с материка и обратно.
В свою очередь, начиная с 2000-х годов ведется и реконструкция островной дороги под российские стандарты. Дело это долгое и затратное, однако и перспективы у него велики. Кстати, пока дорогу модернизировали, тоже родилось несколько оригинальных ноу-хау.
ТГ16. Фото: de.academic.ru
На данный момент по общероссийским стандартам «перепрошито» около 500 километров путей Сахалинской железной дороги. На эти цели было направлено порядка 20 млрд рублей. Но до завершения процесса модернизации еще далеко — предстоит переложить более 300 километров магистрали плюс боковые пристанционные пути. В ходе этих работ было найдено интересное техническое решение — так называемые двухленточные пути, уложенные таким образом, что переход с островной на материковую колею происходит без остановки состава. В целом же модернизация Сахалинской железной дороги — процесс отнюдь не локальный. С ним связаны и перспективы по строительству ряда дальневосточных магистралей к богатым запасами месторождениям, и по включению сахалинской дороги в общероссийскую структуру с выходом в Европу и ряд азиатских стран.
Сейчас в руководстве РЖД говорят о возможном сокращении сроков модернизации Сахалинской железной дороги. Прежде речь шла о том, что она будет завершена к 2020 году, сейчас называют новый рубеж — 2018-й.
Сейчас железнодорожным транспортом Сахалинской области осуществляется около 30% всех грузовых перевозок региона. В структуре железнодорожных перевозок ведущее место занимают уголь, лесные и строительные грузы, рыбопродукция и нефтепродукты. Смысл проведения реконструкции магистрали — повышение грузооборота Сахалинской железной дороги, ведь этот показатель — 30% — крайне невысок: в среднем по России он превышает 85%. Проект модернизации островной магистрали в ценах 2007 года составляет 42,7 млрд рублей. Но и срок окупаемости его сравнительно невелик — семь лет. С начала реализации проекта переустроено на широкую колею 493,8 километра пути.
Справка SmartNews
Ширина колеи на железных дорогах в разных странах мира различна. С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи (а позже СССР и Финляндии) была выбрана ширина колеи 1524 миллиметра. С 1970 года начался перевод российских железных дорог на колею шириной 1520 миллиметров. А вот в Финляндии так и продолжают использовать старый стандарт — 1524 миллиметра. Самая распространенная в мире — европейская ширина колеи, 1435 миллиметров. По такому стандарту работают железные дороги США, Китая и большинства стран Европы. Ну а на Сахалине до недавнего времени использовалась так называемая капская колея — 1067 миллиметров. Она третья по распространенности в мире и присутствует в общей сложности на 112 тыс. километров железных дорог в Южной и Центральной Африке, Индонезии, Японии, на Тайване, Филиппинах, в Новой Зеландии и Австралии.
Видео
Сахалинская железная дорога
Видео: Вести
Проблема с широкой колеи для Сахалина весьма актуальна, ведь очень много времена, а значит и средств тратится на переход с острова на материк. Но модернизация, которая уже находится на завершающем этапе снимет этот вопрос, а пока можно будет использовать эти тепловозы, которые пригодны для обеих типов дорог…
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе