Фото: xa-xa.org
«Слышь, ты, в натуре!», «Фильтруй базар!», «Ты кто по жизни?»… На улицах российских городов уже трудно услышать выражения лихих 90-х, а малиновые пиджаки и золотые браслеты стали историей. Однако на Сахалине осталось еще много мест, где этот стиль определяет не только лексикон, но и весь образ жизни. Подробности выяснял корреспондент SmartNews.
В маленьких селах Сахалина реальная жизнь вступает в противоречие с отчетами руководства УМВД. Полицейские чины рапортуют о снижении числа преступлений, в том числе и тяжких. Реальность же отражают заголовки в новостных лентах: «33-летняя тымовчанка в ссоре убила топором мать», «Инцидент на дороге закончился избиением и смертью одного из водителей», «В поселке зарезан мужчина». И по словам сотрудников правоохранительных органов, ситуация даже серьезнее, чем кажется. Лихие 90-е со своей системой ценностей до сих пор определяют жизнь.
Поселок городского типа Тымовское расположен в центральной части острова. До областного центра — 500 км. Репутация у населенного пункта не самая позитивная, начиная с самого его основания — 1880 года. Тогда на месте будущего Тымовского было заложено селение Дербинское, названное по имени смотрителя тюрьмы Дербина, убитого за жестокое обращение с заключенными. Времена каторги уже давно стали частью истории, а жестокости в этих краях хватает и по сей день. Достаточно почитать заголовки в новостных лентах. В принципе, такие же ужасы происходят повсеместно. Но тымовские полицейские считают, что у них «на районе» до сих пор во многом царят лихие 90-е годы.
На днях один коллега шел по улице средь бела дня, а за ним увязался какой-то тип с топором. Пытался нанести ему удар, чуть голову не пробил. Это мне напомнило, как в 90-х в нашем поселке на центральной площади забивали стрелки и били милиционеров, открыто, жестоко. Человек по двести приходило, чтобы поучаствовать или просто посмотреть. Теперь, конечно, удалось обуздать криминал, но далеко не в той степени, как нам по телевизору говорят. Людей у нас не воруют на улицах, это да. Но по-прежнему есть криминальные авторитеты, смотрящие. Все знают их имена.
Полицейские в Тымовском действительно считают, что со времен 90-х мало что изменилось. И их отчасти поддерживают и в других районах. Например, в Смирныховском, где расположена колония строгого режима. Она здесь — градообразующее предприятие, едва ли не в каждой второй семье или кто-то сидит, или кто-то охраняет.
Разумеется, сегодня многое изменилось. Я помню период, когда дружба или родство с каким-нибудь авторитетным уголовником считались престижными даже в среде интеллигенции, а четвероклассники назначали смотрящего по классу. Но самое удивительное, что кое-что из того времени перебралось и в наше. Например, и сегодня в старших классах козыряют знакомствами с криминальными ребятами. Или вот вы знаете, что такое «груза»? А у меня в классе все знают: это передачка на зону. Даже со школьников периодически пытаются собирать чай, сигареты, печенье, деньги на эти самые «груза».
Многие сотрудники МВД связывают «криминальный ренессанс» с тем, что сейчас из колоний стали массово выходить те, кто сидел за преступления, совершенные в 90-е. Жить по-другому они не могут, вот и пытаются воспользоваться старыми методами.
В Углегорске в прошлом году банда подонков грузила предпринимателей, которые держали магазины и аптеки. Были поджоги, угрозы. Требовали платить им «дань». Двоих организаторов удалось взять за одно место. Еще недавно где-то на Севере товарищ освободился и, видимо, решил вернуть 90-е. Стал грузить предпринимателей, требовал ежемесячно с них по 30 тысяч. Когда отказались, сжег их машины, а потом сбежал на материк — там его и повязали. Есть и более удачливые — крышуют, наркотой занимаются… Сами осторожничают, зато втягивают молодежь, которая ничего не знает про 90-е.
Сотрудники полиции, каждый день наблюдающие то, что потом трансформируется в заголовки криминальной хроники, пытаются ответить, почему спустя почти два десятка лет жизнь в стиле 90-х все равно остается актуальной.
Это страшно, когда приезжаешь по вызову соседей, а там девчонка совсем еще, но уже на дезоморфине сидит. Называет меня «начальник». Не быкуй, говорит, начальник. Девочка школу еще не окончила. Связалась с кем попало… А что делать тут? У нас в выходные единственное кафе не работает, молодежи некуда пойти, кроме подъезда. Раз в год проведут фестиваль «Шансон на Тымовской долиной». А тут и без того сплошной шансон… Я вообще думаю уехать отсюда. Не могу больше на все это смотреть.
Фестиваль шансона набрал обороты, и сегодня его поддерживают не только на муниципальном, но и на областном уровне. Между тем не только фестиваль напоминает о криминальном прошлом и, как выяснилось, настоящем острова. Периодически аллюзии можно заметить и в названиях светских мероприятий. Так, студенты СахГУ в январе организовали вечеринку в стиле лихих 90-х, правда в американском варианте. В тренде были костюмы и подтяжки, гангстерские манеры, меха, сигары и джаз. Свадьбы в гангстерском стиле сегодня одни из самых популярных среди костюмированных. Впрочем, все это далеко от реалий жизни в островной глубинке. Там никакого виски, сигар и кольтов. А только водка, конопля и топоры.
На улице 40 лет ВЛКСМ у нас стоят расселенные дома. В одном временно живут корейские строители — работают неподалеку. А в другом шалман какой-то — бывшие зэки наркоманят, водку пьют. В эту блатхату соваться даже с оружием-то не хочется. Так вот, у зэков в доме не было воды и они ходили за ней к корейцам. Те сначала давали, а потом перестали. Вот они и сцепились. Нас вызвали вневедомственную охрану, всех оперативников, даже два наряда ГИБДД. Приезжаем — я такого давно не видел. С топорами, молотками — настоящая бойня. Одному корейцу голову пробили. На нас вообще не обращают внимания. Повязали там кого успели. Двое зачинщиков пойдут теперь по 213-й уголовной.
Когда удастся избавиться от духа 90-х, ни педагоги, ни полицейские не знают. Как не знают, получится ли это сделать вообще.
Мы планируем открыть секцию бокса в селе Горнозаводск. Но понимаем, что нам придется не только обучать мальчишек технике боя, но и объяснять им, что авторитет — это не то, что они под этим словом привыкли понимать. Удивительно, как много подростков впитали идеологию гопников. Для них золотая печатка — символ успеха в жизни. А главная мечта — когда-нибудь получить подержанную иномарку. Но это не вина их, а беда. Как правило, это дети из семей, что называется, неблагополучных.
Тема 90-х периодически обсуждается в народе. Но то, что раньше казалось романтикой, теперь, спустя годы, воспринимается иначе теми, кто успел вовремя свернуть с опасной дорожки.
посмотрел фильм «Рекетир»-хорошая киношка. нахлынули воспоминания о 90-х…сколько друзей и знакомых не стало в те времена, да и если честно удивляюсь как сам вылез из этого, извините, дерьма…ведь я раньше сам был в этой движухе-занимался всякими нехорошими делами…потом как то соскочил-уехал учится в Благовещенск. когда приехал назад-большей части друзей не стало, а часть оставшихся стали кончеными наркоманами. эх лихие 90-е…сейчас я живу вполне нормально, имею небольшую фирму, красавицу жену и сына, но до сих пор мне стыдно за прошлые дела…часть людей я нашел, попросил прощения и возместил как говорится ущерб(хотя некоторые даже не вспомнили о тех событиях).а другую часть людей либо я не помню, либо их нет уже, либо они уехали с Сахалина…за свои ошибки я прошу прошения у бога и с этим грузом мне жить до конца…да простят меня те кому я в жизни создал какие либо неприятности.
Да лихие девяностые перестройка раздел и всякие такие глупости народ полег кто от чего самого чуть чуть цепануло, не подумайте это не исповедь сижу вот бухаю решил черкануть, что было то прошло а вот народ не вернуть, езжу по городу иногда вижу бывших коллег а никакого желания даже пообщаться нет а как было хорошо молодые парни на тачках, бабы +водка+ дурь и всякие развлекухи, вот сейчас уже почти 45 здоровья нет и не вернешь ни за какие бабки. Поддерживаю анонима написавшего, и совет молодежи не стремитесь к этой жизни это болото.
а я после того как сын родился…после того как он родился жизнь разделилась на до и после…так вот, все что было до-считаю зря потраченным временем.
Впрочем, есть надежда, что рано или поздно сахалинская глубинка перерастет эту болезнь. Ведь статистика УМВД обнадеживает и полицейские говорят, что рано или поздно печатка и золотая цепь размером с собачью проиграют iPad в рейтинге подростковых мечтаний.
Видео
Вспомним, как это было
Вы серьёзно считаете, что так только на Сахалине?
Нетрудно было предугадать, что возвращение тех, кого надолго закрыли в середине 90-х, ознаменует новый криминальный всплеск. Прошло 15 лет и опять началась стрельба. В нашем тихом микрорайоне с начала года три крутых перестрелки…
Малиновых пинжаков нет, но цепуры по-прежнему в моде, а прикид провинциальных братков сильно напоминает 90-е…
Дело тут не в Сахалине, точнее, не только в нем, то же самое происходит везде, где колонии строгого режима стали чем-то вроде местного центра вселенной. Те, кого посадили в девяностые, вышли, и началась вторая волна.
Да ладно там Сахалин, вон, село Стремилово, Чеховская область, там такого полно.. Они и живут по выдуманным понятиям, не понимают и ненавидят Москвичей, там всё действительно серьезно. Размер Стремилово очень мал, там шесть домов, 2 школы, нет больницы и два ларька. Я там был дважды. И это действительно надо ухитрится выбраться оттуда не только не побитым, но живым. Им плевать на все, главное чтоб было бабло на пиво, ну или отожмут. Когда я спросил, за что они так ненавидят Москву и москвичей, ответа не нашлось. Просто так сказали. Ну и какой проблемы миграции идет речь, когда русские ненавидят русских..ужас
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе