Отчаянную попытку спасти единственное в России (и третье в мире) лежбище крупных тюленей — сивучей, находящееся в черте города, предприняли жители и администрация сахалинского Невельска. Они собирают деньги, чтобы уберечь животных от мучительной гибели. Сегодня звери, которые 50 лет мирно уживались с людьми, в опасности — повышенное народное внимание и разрушение волнолома могут обернуться для животных смертью.
Небольшой городок Невельск на Сахалине может лишиться своей главной достопримечательности — уникального лежбища морских львов — сивучей. Еще в 1960-е годы эти звери облюбовали волнолом, расположенный на выходе из порта Невельска, и сделали его своим лежбищем. Ранней весной они приплывают в город, а в конце мая — начале июня отправляются на свои летние стоянки, где самки рожают одного или двух детенышей. Но теперь зверям грозит вымирание. Всему виной нездоровый интерес, который животные стали пробуждать в людях, и разрушение волнолома.
За много лет невельские сивучи стали настоящим брендом и самого городка (они даже увековечены на его гербе), и всего Сахалина. Все делегации обязательно привозят на морскую прогулку, чтобы полюбоваться на этих зверей. Сивучи, в свою очередь, привыкли к вниманию, которое, к слову, никогда не было назойливым, и вовсю пользуются привилегиями, полагающимися «домашним любимцам».
Я начал работать в конце 1960-х годов. Сколько помню, в Невельске нас всегда встречали сивучи. Иногда после экспедиций на рейде скапливалось по три десятка судов, и сивучи безбоязненно плавали возле судов, иногда откровенно выманивая угощение — рыбу. Не помню ни единого случая, чтобы кто-то обидел сивучей.
По сивучам невельчане узнавали — пришла ли на остров весна. Появились звери — значит, скоро потепление.
06/03/2013. На брекватере 20 сивучей. Весна.
Все изменилось в августе 2007 года. Тогда в результате сильного землетрясения поднялось дно моря, и до волнолома стало возможно дойти пешком. И любопытный народ потянулся на лежбище. Забирались прямо на волнолом и подходили к зверям на расстояние вытянутой руки. Это любопытство дорого стоило сивучам — срываясь от страха в воду, самки давили своих детенышей. А иногда звери становились жертвами человеческой жестокости.
Вчера «особи» мужского пола били сивучей палками. Милиция на звонок не отреагировала…Стыдно за нас, Невельчане..
Власти, хоть и понимали ужас происходящего, изменить ситуацию не смогли — построенный ими бетонный забор живодеры легко обходили, на развешанные по всему городу плакаты с изображением сивучей «Мы тоже жители Невельска» внимания не обращали. Не помогли и сотрудники полиции — несколько раз подежурили у волнолома и уехали. По словам мэра, ситуация сложилась непростая, однако решить проблему полностью не позволяет закон.
Положение дел осложнилось еще и тем, что волнолом стал разрушаться, и из раскрошившегося бетона начала выступать металлическая арматура. Бывало, что экологам приходилось снимать с нее сивучей, которые насаживались на штыри ластами и не могли самостоятельно освободиться.
— Штыри на брейкватере стали представлять опасность после землетрясения, когда он поднялся на метр. Сивучи не всегда могут с первого раза допрыгнуть из воды на волнолом из воды и соскальзывают, а по пути цепляются за арматуру. Мы сами снимали животных, однажды даже пришлось ласт разрезать. В администрацию района было много обращений и от местных жителей, и от нашей организации. Прошлым летом, наконец, часть штырей срезали. Ситуацию надо постоянно мониторить, потому что могут появиться новые опасности, но на самом деле намного большую опасность для сивучей представляют люди и мусор в море. Стенку там поставили, хотя и довольно бестолковую, а вот в старые сети животные запутываются постоянно. Еще опасней упаковочные ленты для картонных ящиков: сивучи надевают их на головы, а снять не могут. У нас идет постоянная война с администрацией района — по закону ближе 500 м от моря никаких свалок быть не должно, а там по всему побережью горы мусора.
Уже не раз говорилось о том, что охрана животных не входит в полномочия муниципалитета. И то, что мы идем на брейкватер, удаляем металлические штыри — в общем-то, незаконно. Это федеральная собственность и федеральные полномочия. Вместе с тем жители очень обеспокоены вопросом сохранности лежбища сивучей. Очень много нареканий поступает в адрес администрации, что ничего не предпринимается. Мы стараемся, делаем всё, что в наших силах. Но, тем не менее, скажем, средства из местного бюджета направлять на эти цели мы не имеем права. Поэтому принято решение создать Фонд защиты сивучей. Сейчас средства поступают на счет, открытый при администрации. В последующем средства Фонда будут аккумулироваться на счете общественной организации. …Занимаемся. Но есть такие ситуации, которые из-за отсутствия полномочий закон просто не позволяет разрешить. Тем не менее, я уверен, что мы, невельчане, все вместе решим вопрос о сохранности лежбища сивучей.
Как и обещали власти, чтобы спасти сивучей, в Невельске организовали общественный фонд. Невельчане и другие жители Сахалина активно переводят в него деньги. Перечислили в него часть зарплаты и местные чиновники во главе с мэром. И вот появились первые радостные результаты — только что на сайте местной администрации началась онлайн-трансляция с лежбища (Веб-камера 1. Веб-камера 2).
Две камеры мы уже установили, сейчас идет их настройка. Возможно, скоро появится и третья — деньги на ее установку общественный фонд получил по областной грантовой программе. Мы рассчитываем, что с их помощью сможем оперативно реагировать на ситуацию на брейкватере.
Пока в Невельск приплывает примерно 250–300 животных. Сахалинцы очень надеются, что их не станет меньше.
Справка SmartNews
Сивучи — крупнейшие представители семейства ушастых тюленей. Распространены от Курильских островов до центральной Калифорнии. Охотское море, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Алеутские острова, Аляска и побережье Северной Америки также являются местами их обитания. Хотя сивучи и не находятся под угрозой вымирания, но являются охраняемым видом. В Красной книге IUCN внесены в категорию EN A1b — опасность исчезновения в недалеком будущем. В Красной книге РФ занесены во 2-ю категорию. В годовом цикле этих животных можно четко выделить чередование двух периодов жизни: номадного и лежбищного. По завершении номадного периода, когда животные совершают локальные миграции в море и выходят на берег только для отдыха, наступает лежбищный репродуктивный период. Начало его приходится на раннюю весну.
Видео
Сахалинские тюлени — сивучи на брейкватере