В сахалинском поселке Ноглики на 11,8 тыс. жителей приходится больше 7 тыс. иностранцев. Даже для области, где трудовых мигрантов традиционно привлекают много, эта цифра показалась великоватой и обескуражила жителей.
В небольшом поселке Ноглики, находящемся на севере Сахалина, трудовых мигрантов ненамного меньше, чем коренных жителей. Данные, которые были обнародованы в докладе, посвященном социально-экономическому развитию региона за прошлый год, вызвали удивление сахалинцев.
Численность населения в муниципальном образовании на 1 января составляет 11,8 тысячи человек. В 2012 году родились 173 ребенка, коэффициент рождаемости по сравнению с прошлым годом увеличился на 1,6 процента, однако естественная убыль составила пять человек. Средняя продолжительность жизни мужчин осталась на уровне прошлого года (54), у женщин этот показатель увеличился на шесть лет и составил 69 лет. На территории района находятся около семи тысяч иностранных граждан.
Получается, что примерно на 12 русских приходится 7 мигрантов, или два мигранта на трех местных жителей. Такая пропорция жителей поселка Ноглики не только неприятно поражает, но порой вызывает опасения.
Однако…
7 штук рабочих мест…
Знаете, когда я по-настоящему испугалась мигрантов? Когда вышла на площадь к елке в новогоднюю ночь. Мы с подругами оказались в толпе мигрантов. Ни одного русского лица и только «гыр-гыр» кругом. Такое ощущение, что это мы в чужой стране. Столько криминала от них, хуже, чем от цыган. И главное, они уже нас, местных, ни во что не ставят, такое впечатление. Мы для них тут будто сами «понаехали», хамят, угрожают. Ногликистан уже называем свой поселок…
То, что простые обыватели называют «гыр-гыр», специалисты считают серьезной проблемой. И то, что сахалинцам придется учить узбекский и киргизский (именно представители этих народов составляют примерно 30% всех мигрантов), вовсе не утопия. Потому что учить русский мигранты не хотят.
Сейчас только для ограниченного перечня профессий знание русского языка является обязательным. Причем перечень этот своеобразен: например, для чернорабочего знать язык не нужно, а для дворника — нужно. К тому же сейчас сертификат могут заменить пока несколько документов, например аттестат об окончании школы в СССР. Но с 2015 года свидетельство о знании языка станет обязательным для всех. В ФМС начали эту работу в 2012 году, чтобы потом не было ажиотажа. Но оказалось, что обучение языку иностранцам не нужно. Мы начали программу обучения осенью 2012 года. Одна группа численностью пять человек занималась с октября по декабрь, вторая — с ноября по январь. В феврале желающих обучаться не нашлось. В марте желающие пришли, но уже после нескольких занятий обучение бросили.
Специалисты уверяют, что нежелание мигрантов учить русский язык чревато неприятными последствиями прежде всего именно для них самих. Россияне же от лености гастарбайтеров пострадать не могут, а лишь испытают некоторые неудобства.
Незнание русского языка в данной ситуации опасно прежде всего для самих иностранцев. Не зная ни законов, ни обычаев, ни языка, они не могут даже элементарно обратиться за помощью к полиции, врачам, да хоть к прохожим на улице. Для нас, граждан России, это неопасно, я считаю, скорее очень неудобно: водитель автобуса или продавец, который не в состоянии пообщаться с пассажиром или покупателем, — это нонсенс.
Возможно, многих иностранцев отпугивает цена курсов — 100 рублей за час. Если учесть, что длительность как элементарного курса (достаточного для устройства на работу), так и базового (необходимого для получения гражданства) составляет 80 часов, то получается, что мигрантам надо выложить 8 тыс. рублей. Поэтому уже несколько общественных организаций предложили району помощь в организации бесплатных курсов. Так, православная епархия готова предоставить помещение, а сахалинская Общественная палата подготовила программу для детей мигрантов и открыла свои двери тем, кому религия не позволяет заниматься в зданиях РПЦ (есть и такие).
Насколько изучение «великого и могучего» будет востребованным, покажет время. Но уже сейчас сахалинские предприятия запросили разрешения привезти дополнительно еще 9 тыс. гастарбайтеров к той квоте в 10 тыс., что установлена в области на 2013 год.
Видео
И самое противное ведь то, что действительно русский учить не хотят, наглеют, чувствую себя, как дома, коренное население вообще ни в грош не ставят, угрожают — и люди почему-то это все терпят.
Это проблема не местных жителей, а местных властей. По тому что ещё немного времени пройдёт и они захотят увидеть во власти своих лидеров со своими понятными им лицами. Куда денутся старые, вот вопрос на который пусть попробуют ответить они сейчас, потому что завтра для них уже не будет. А простые люди если не бездельники как нибудь договорятся.
Специфика современной сахалинской жизни — такие монстры газонефтедобычи, как роснефть и газпром считают, что сахалинцам не место на острове, что здесь осёдлой жизни быть вообще не должно — должны приезжать рабочие на вахты, и всё. Идёт постоянное вытеснение местных жителей — им не дают работы, во многих местах сразу говорят:сахалинцев не берём. Мы, жители острова, мешаем монополистам разрабатывать недра там, где им только захочется — то есть — везде. Вот и едут сюда люди с материка за работой, даже не зная и не понимая, что тем самым они просто уничтожают нас, островитян..
14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе