Браконьеры на Сахалине убивают животных, которых ценой огромных усилий пытались разводить на острове. Завезенных в область изюбрей и лосей нещадно отстреливают. Такая же судьба угрожает северным оленям, которых привезли с Камчатки на курильский остров Шумшу. Если не принять срочных мер, животные на островах исчезнут.
«Бандиты с ружьями» поставили под угрозу работу, которую в прошлом веке начали биологи и охотоведы. На Сахалин завезли восточноазиатский подвид благородного оленя — изюбря и лосей. Но сегодня эти животные на острове фактически уничтожены.
Работа по разведению на Сахалине нетипичных для острова видов животных началась еще 80 лет назад. И сегодня можно сказать, что итоги ее неутешительные. И причин тому много. В 1932 году японцы завезли на Сахалин японского колонка — итатси, бороться с крысами. Зверек неплохо размножился и процветал, пока в советское время на острове не выпустили американскую норку. Вместе с мелиорацией она быстро привела число колонка к нулю, и последние 10 лет никто не видел даже его следов. Животное вычеркнули из островной фауны. Кстати, и сама американская норка, и ее «сородич» ондатра на Сахалине тоже не очень прижились, и их поголовье постоянно сокращается. Ондатра, завезенная из Хабаровского и Приморского краев, плохо прижилась в суровом сахалинском климате — мелкие водоемы зимой промерзают насквозь, не оставляя животным шанса. Но если в неудаче с разведением этих видов винить вроде некого, то в случае с изюбрями и лосями — наоборот. Этих животных почти истребили браконьеры.
В 1960-е годы навезли изюбрей, они начали активно размножаться, но зимой из-за высокого снега для них наступила бескормица, они начали погибать. Кроме того, животные вязли в непривычном для себя глубоком снегу по самую шею и были легкой добычей браконьеров. В начале 1980-х изюбрей насчитывалось еще около 700 голов, сейчас же, по нашим данным, всего около 170 штук. Сейчас еще есть шанс восстановить популяцию изюбря, мы будем делать это в других районах Сахалина. Но думаю, что браконьеры могут свести наши труды к нулю. Изюбри могут исчезнуть.
Не удается развести на Сахалине и лосей. Их завезли из Магаданской области. Лоси даже дали приплод, но сегодня говорить, что эксперимент удался, нельзя. По данным последнего мониторинга, их в области осталось 25 штук. Причем даже эти скромные цифры охотников удивляют.
А кабан у нас еще есть? Извиняюсь что не в тему. А то говорят, что передох весь заселенный. Лосей по моему последних добили в том году. А лицензий на лосей и кабанов у нас нет, узнавал.
Я недавно читал официальные отчеты о том, что в области живут 25 лосей. Ну не знаю. Я с ружьем по тайге хожу уже скоро 40 лет и кое-что о ней знаю. Я лося видел последний раз лет десять назад, примерно когда их только завезли к нам. Изюбрей мы раньше с друзьями добывали, а сейчас рука не поднимается. Если встречаю, думаю, а вдруг это последний? Их так мало осталось. И кабарги почти не видать. За последние лет пятнадцать ситуация ощутимо ухудшилась.
Не везет на Сахалине и местным видам. Катастрофически сократилось поголовье северного оленя. Сахалинская кабарга, занесенная в Красную книгу, под угрозой исчезновения. Причем деятельность браконьеров — одна из основных причин сокращения ее численности. Этот небольшой грациозный копытный зверек обитает в горах и питается лишайником. Сейчас, по данным охотоведов, на Сахалине обитает лишь 1200 голов этого животного.
Неуклонно снижается численность северных оленей, изюбрей, лосей. Власти делают все возможное. Специальные патрули отлавливают браконьеров. Но они очень хорошо прячутся, и все равно им удается истреблять животных, которых с таким трудом вырастили.
Фото: primamedia.ru
Нельзя сказать, что власти ничего не делают. В 2012 году они продлили запрет охоты на этих животных еще на три года и значительно увеличили штрафы.
В соответствии со статьями 6 и 21 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», в целях сохранения и воспроизводства популяций дикого северного оленя, благородного оленя (изюбра) и лося Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Запретить на территории Сахалинской области начиная с 15 августа 2012 года сроком на три года охоту на дикого северного оленя, благородного оленя (изюбра), лося.
Повеселил губер, на счет лося, последний лось, из выпущеных на Сахалине, лет 7 назад или даже больше, видел его рога, в проводах запутался и сдох!
Несмотря на то что нарушителям грозит конфискация оружия, техники и штраф до 150 тыс. рублей, браконьеров меньше не становится. Это доказывает и то, что, выбирая оружие в магазинах, клиенты просят продавцов подобрать им такое, с каким удобнее ходить на оленя и лося.
Продажи оружия у нас в последние годы растут. Не резко, но стабильно. Всё больше покупают ружья дорогие, иностранного производства. Обычно клиенты так и очерчивают задачу — охота на оленей и лосей, что-то вроде Benelli калибром 30–06. Я говорю, что на Сахалине отстрел их запрещен, они говорят, что планируют охотиться на материке.
Притом что количество владельцев дорогих ружей все увеличивается, число настоящих охотников, по словам охотоведов, неуклонно снижается. Самый достойный противник охотника — это медведь, но именно его отстреливать некому. Из квот, которые ежегодно выдает Минлесхоз, реализуется от силы 70%. Вот и в этом году можно будет добыть 500 медведей, но, по прогнозам специалистов, хорошо, если отстреляют хотя бы 300.
Браконьеры ищут самую легкую добычу — застрявших в снегу изюбрей или северных оленей.
В 2005 году на курильский остров Шумшу завезли 10 особей северного оленя. Животные стали давать приплод, но с 2009 года число оленей не увеличивается — держится на уровне 75 особей. Раньше охотоведы грешили на расплодившихся медведей, пока не увидели, как приехавшие на лодках с соседнего острова браконьеры в упор расстреливали стадо.
Нечто похожее происходит и на Сахалине.
Северный олень, огромные стада которого раньше бродили по северу Сахалина, традиционное животное аборигенов, истребляется браконьерами. Сейчас на острове их насчитывается всего около 3 тыс. голов. Например, только в Александровске-Сахалинском и Охинском районах северных оленей в советское время было 22 тыс. голов, а сегодня — только сто. Впрочем, говорят специалисты, цифры эти приблизительные — во многих местах вести подсчет можно только с вертолета, нанять который охотоведам не по карману.
Видео
Видео: konechnoya1 на YouTube
Сахалинская кабарга
Я не понимаю одного, если проблема стоит так остро, почему вообще не запретили продажу охотничьего оружия? И вообще, куда все это время смотрят власти?
Ну, запретите, а дальше что? Если сейчас они говорят, что будут охотиться на материке, то в случае запрета будут там покупать оружие. Документы есть, запретить никто не может.
Куда смотрят власти? А в разные стороны. Кто говорит, что мы должны стремиться быть цивилизованными и сами понимать, что не есть хорошо, а кто стонет, что нет работы, людишкам кушать хоца…
Что мне больше всего в ситуации нравится, так это то, что животных отстреливают, чиновники констатируют факт и хлопают ушами. Отличное решение проблемы.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе