Мало кто знает, что за последние 50 лет на севере и юго-востоке Сахалина море съело 15 кв. км берега. И это по самым скромным подсчетам. Ситуация, по словам ученых из Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН, крайне тревожная.
На Сахалине побережье и дороги размывает морем. Больше всего страдает участок от Стародубского до Взморья — примерно 500 м на 105-м километре Охотской трассы, главной транспортной магистрали Сахалина. В районе Взморья ученым Института морской геологии и геофизики удалось распознать так называемые волны-зыби. При проникновении циклонов в Охотское море они попадают сквозь Курильские проливы Тихого океана и с утроенной силой бьют о берег. Поэтому почти ежегодно волны подбираются вплотную к дороге, грозя разрушить положенный не так давно асфальт.
Под угрозой находятся 15 км трассы, причем 12 из них может быть размыто в результате всего лишь одного сильного шторма. В прошлом году на 105-м километре построили первую очередь берегозащиты.
Справка SmartNews
В прошлом году на 105-м километре построили первую очередь берегозащиты. Еще в 2007-м был разработан проект общей стоимостью порядка 350 млн рублей, но денег на работы сразу не нашлось. Спустя некоторое время ученые из ИМГиГ предложили другой вариант укрепления берега, который примерно в 2,5 раза дешевле. Он заключается в том, чтобы защищать берег не сплошной линией на протяжении всех 500 м, а укреплять только так называемые узловые точки. Новый проект разработали в 2011-м, в прошлом году его реализовали. Но теперь на данном участке Охотской трассы снова ведутся работы с привлечением тяжелой техники.
Фото: Виктор Титов/astv.ru
Мне вот что не нравится, скажу откровенно: раз наука предлагает корректировку собственного проекта, то и дальше к рекомендациям ученых нужно прислушиваться, нужно консультироваться с нами, а не выпускать какие-то полуподпольные проекты. Я, например, автор этой берегозащиты, и я не знаю, что строят здесь, на этом участке. Берегозащита узловых точек должна быть четко локализована, нельзя нарушать ее структуру. Подошел к ребятам, которые орудуют на экскаваторах, спросил — они даже не в курсе, что на этом участке реализуется мой проект. Я полагаю, они продолжают работы в рамках того старого проекта 2007 года, по которому нужно защищать берег сплошняком.
По словам сахалинских ученых, занимающихся геоморфологией, укрепление берегов — одна из самых актуальных проблем современной науки. Сейчас на острове укреплено более 100 км прибрежной территории (большая часть — еще с японских времен). В самое ближайшее время защита потребуется еще порядка 30 км берега, иначе некоторые транспортные коридоры и населенные территории могут быть размыты. Но, как всегда, всё упирается в деньги. Возводить препятствия между морем и сушей — дорогая необходимость. Средняя стоимость 1 км — 70 млн рублей. Но если не проводить эти работы, площадь острова будет неуклонно уменьшаться.
Фото: Виктор Титов/astv.ru
У нас даже есть единственный на Дальнем Востоке полностью искусственный пляж, отсыпанный щебнем (12 тыс. кубометров использовали). И это не экзотика, а суровая необходимость, позволяющая сохранять прибрежную территорию. А сохранять ее непросто. Большим нашим достижением я считаю то, что удалось добиться закрытия карьеров Дудино и Советское в Долинском районе. В 2007 году для проекта «Сахалин-2» там планировалось добыть миллион кубометров песка. Если бы это сделали, сейчас бы половины автодороги Южно-Сахалинск — Оха не было.
Мы сделали берегозащиты на побережье больше, чем вся остальная Россия. Тем более что защита на берегах субарктических морей еще толком по проекту не выполнялась, мы в этом смысле имеем определенный приоритет.
Большое внимание берегозащите уделяют в Японии. Там она носит так называемый эшелонированный, то есть многоярусный характер: на одном участке и волноломы, и искусственный пляж, и стенка (или волногасящее откосное сооружение). На Сахалине же ученые радуются, если удается возвести хотя бы один вид препятствия. Раз в полгода в разных районах острова специалисты ИМГиГ ДВО РАН устанавливают датчики, чтобы изучить влияние морских волн на формирование берегов.
Мы выходим в море на катере, на котором установлен эхолокационный прибор, отсылающий звуковые сигналы ко дну. Они отражаются, и по разнице мы вычисляем глубину. Затем результаты измерений соотносим с картой из интернета и получаем трехмерную картинку.
Ученые называют Сахалин природной лабораторией. Здесь не в теории, а на практике можно изучить огромное количество явлений, касающихся сейсмической активности, извержения вулканов, механизмов зарождения цунами… В этом году, чтобы исследовать особенности разрушения берегов, на остров приехали студенты-географы МГУ. У ребят, закончивших третий курс, появилась возможность изучить буквально каждый сантиметр пляжа (по-научному — основной волногасящей структуры) и морской террасы (так называют небольшие естественные газоны между морем и дорогой).
Я уже писал курсовую работу «Геоморфологические опасности на примере острова Сахалин», но это все было по книжкам. И вот теперь я наконец-то приехал сюда на производственную практику, могу своими глазами увидеть берег, море, оценить все процессы берегоразрушения.
Видео
Размыв песчаного материала на пляжах Сахалина происходит достаточно интенсивно. Если песок правильным образом распределять, то неприятных последствий можно будет избежать. Для этого в своих проектах ученые предусматривают регулярные осмотры уже укрепленных территорий и, конечно, обследование новых берегов. Эти меры позволят сохранить инфраструктуру и рекреационные ресурсы прибрежной зоны острова.
Ученые своими силами не спасут остров от размывания. Нужно было годами все это предусматривать и продумывать а не грабить природу и все.
Абсурдная идея бороться с природой. Попытки остановить наступление воды временное явление. Давно доказано, что появляются и исчезают целые материки, а тут для усмирения Тихого океана выделены какие то 350 «деревянных» миллионов. Коттедж уважающего себя чиновника дороже стоит.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе