Фото: trud-ost.ru
Коренному сахалинскому народу уйльта приготовили в подарок настоящий чум. Традиционное жилище сделано по новой технологии — из современных материалов, в нем установлена печка, есть множество мелочей, облегчающих походную жизнь. Но сами уйльта сообщили, что предпочли бы обычную палатку.
В рамках проходящих мероприятий по сохранению традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Сахалина одному из этносов — уйльта — ученые подарили чум. Но сами уйльта к известию о подарке отнеслись сдержанно. Никто не только из молодежи, но даже из людей среднего поколения в чумах не жил. Они говорят, что для своих походов в тайгу предпочитают современные палатки и печки-буржуйки.
Справка Smartnews
Уйльта, ульта, нани, орочены — самоназвания ороков, тунгусо-маньчжурского народа. Сегодня в области проживает примерно 250 человек этой национальности. А всего их в России, по данным переписи 2002 года, 346 человек. Одно из основных занятий — оленеводство. Большая часть общины проживает в селе Вал Ногликского района.
Чум для уйльта изготовлен из полиэстера. Он очень модернизирован по сравнению со своими прототипами: у него есть печь и дымоход, в нем предусмотрены вешалки и карманы, куда можно рассовать различные мелочи. Пока представители уйльта подарок не видели. И, откровенно говоря, удивляются, зачем им чум, если все они давно используют современные палатки.
Я опросила соплеменников — никто из них не жил в чуме. Я сама даже не представляю, что это такое, — как его перевозить, собирать. Мы в тайге и летом и зимой, но давно пользуемся обычными палатками. Они легкие, удобные в обращении. Берем обычно большие — сегодня в магазинах есть любые по размерам палатки. Ставим самодельные, сваренные кустарным способом буржуйки — так можно пережить даже самые сильные морозы.
Не только уйльта не селятся сегодня в традиционных жилищах. Остальные коренные сахалинские этносы тоже давно променяли их на современные постройки.
Мой народ, нивхи, зимой жили в полуземлянках, углубленных в землю на 1–1,5 м, со сферической крышей, а летом — в постройках на сваях. Но сейчас в таких жилищах никто не селится. Наши дома построены из кирпича или бруса, ничего нивхского в них не осталось.
Видео
Нивхи
Видео: Василий ШАЛИКИН на YouTube
И тем не менее ученые уверены: чем больше будет деталей, напоминающих коренным народам об их традиционном укладе, тем дольше будет жить их культура. Чум уйльта получат с подачи членов этнографической экспедиции московского Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Исследователи провели на севере Сахалина, где проживает большинство представителей коренных малочисленных народов, четыре месяца.
Всё больше и больше идет речь не о том, что сохраняется нечто традиционное, а есть некая модель или матрица культуры в головах у людей. Вот, к примеру, и у русских — как он должен выглядеть, какая на нем должна быть косоворотка… Матрешки, самовары — да, я утрирую, но в общем это так. Есть какое-то представление о культуре. И новшество — если оно впишется в эту модель, то это будет принято культурой. Северяне разговаривают на русском. Язык может и не сохраниться. Но если на улицах люди будут говорить «здравствуйте» на своем языке, «до свидания» на своем языке… Этих ключевых фраз будет достаточно — люди будут знать, что у них есть культура, что у нее был свой язык, и этого будет достаточно для сохранения.
Будет ли востребован подарок — покажет время. Охотники говорят, что, возможно, чум и проигрывает современным достижениям индустрии, производящей товары для активного отдыха и туризма, но пожить в нем очень интересно.
Насколько мне известно, такая форма жилища, как чум, большинством народов, которые его когда-то использовали, не применяется. Он остался разве что как хозяйственная постройка. К тому же полиэстер — материал не идеальный, он очень тяжелый, палатки из полиамида легче намного, но и дороже, конечно. Не знаю, будут ли оленеводы и охотники использовать чум, но думаю, для туристов такое жилище — в самый раз.
1 комментарий к материалу.