В воскресенье в Самаре откроется оригинальная городская скульптура: в Струковском парке установили бронзового Буратино. Событие приурочено к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого — автора сказки «Золотой ключик».
Скульптура Буратино, отлитая в Тольятти, долго дожидалась своего часа в мастерской автора — Степана Карсляна. Ее торжественное открытие запланировано на 15 сентября. Ожидается приезд министра культуры России Владимира Мединского, потомков А.Н. Толстого, а также актера Дмитрия Иосифова, сыгравшего Буратино в легендарном советском фильме.
Портретное сходство с Димой Иосифовым скульптор решил сохранить. Однако другие параметры самарского Буратино вызывают у горожан массу вопросов. В комментариях на местных новостных сайтах многие утверждают, что фигура у сказочного героя не мальчишеская, а девчоночья. А его короткие штаны больше похожи на юбку.
Мне одному кажется, что это не Буратино, а Буратина, т.е. она?
Это не мальчик, а девочка. Он в школу в первый раз идёт, а фигурка 12 летней девчёнки.
Есть и более серьезные претензии культурологического характера.
Меня немного пугают размеры ключа и азбуки. И еще это выражение абсолютного счастья на лице Буратино. Сначала я подумал, что он так счастлив потому, что ему удалось провернуть аферу, о которой в тексте Толстого ничего не сказано, — и азбуку не продавать, и ключик заполучить. По крайней мере, оба предмета в скульптурной композиции наличествуют. Но нет — оказывается, это не азбука, а как раз книжка Толстого. Да и будь она азбукой, продать ее все равно бы не вышло — весит-то она с пол-Буратино! Наверное, поэтому он не взял ее в другую руку, а поставил на пол. Как бы и нести тяжело, и бросить жалко. Вот так и застыл в четвертой балетной позиции: правой рукой потрясает огромным ключом — мол, побежали мочить Карабаса! — а левой показывает высоту неподъемной книжки — вроде, и рад бы бежать, но простите, друзья, не могу… Вот такая полифония. Это уже не Толстой. Это Достоевский.
Некоторые жители Самары опасаются актов вандализма по отношению к Буратино со стороны своих земляков. И заранее предлагают различные превентивные меры.
Судя по длине носа, его по-любому отломают, как саблю у Чапаева возле Драмтеатра, причем неоднократно. Рациональнее было бы нос с болтом секреткой сделать: сломали — тут же ввинтили новый.
Эти опасения вполне обоснованны. Буратино — последнее звено в длинной цепи малых архитектурных форм, не получивших одобрения горожан. В Самаре уже установили памятник жертвам репрессий, который народ тут же окрестил «С легким паром!».
Видео
Видео: Kolya Komarov на YouTube
Памятник жертвам репрессий
Поставили и пластиковый памятник космонавту, прозванный «Космопупсом», скульптуру Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля!», неофициально именуемую «Зэк откинулся» и множество других.
Жителей города раздражает обилие странных памятников, и они с удовольствием выражают свое отношение к современному искусству, нанося «зэкам» и «космопупсам» травмы различной степени тяжести.
Разве дикарей остановишь?! Когда мы обследовали космонавта перед реставрацией в мастерской, оказалось, что его поджигали, били битами и пинали ногами. Теперь космонавт в оранжевом скафандре снова будет радовать детей, которых родители привозят сюда со всего города.
Вандализм в отношении городской скульптуры в Самаре с давними традициями. Видимо, с малыми архитектурными формами городу не везло еще в позапрошлом веке.
Варварское отношение к родному городу имеет глубокие исторические корни. Самарские «горчишники» были известны всей дореволюционной России. Их ватаги шли по центральным улицам, ломая и круша все подряд. На смену им пришли компании пэтэушников с тяжелыми бляхами — они разгуливали по Самаре в поисках жертв… Затем пришли «фургопланы» семидесятых — те часто сносили во время прогулок «лишние» детали на самарских домах. Так были уничтожены мемориальные доски, посвященные Георгию Шебуеву, Ярославу Гашеку и многим другим известным людям.
Справедливости ради стоит отметить, что нездоровый интерес самарцев к бронзовым памятникам зачастую обусловлен вовсе не различием культурных кодов, а чисто коммерческими соображениями. Проще говоря, малые формы сдают в цветмет.
Боевую группу Василия Ивановича Чапаева разоружали уже несколько раз, а однажды даже отпилили от Анки пулемет. С бюста Фрунзе спилили голову. У бронзовых мальчика и девочки, стоявших посреди фонтана в Струковском парке, неоднократно воровали зонтик.
В последние годы городские власти вносят коррективы в саму конструкцию памятников, чтобы не искушать воров и хулиганов. На самарском мемориале воинам-интернационалистам новые «черные тюльпаны», установленные на месте украденных, изготовили не из меди, а из более дешевого металла.
Сколько же суждено продержаться Буратино в недружелюбной городской среде? Ответа на этот вопрос не знают ни культурологи, ни владельцы пунктов приема цветного лома.
Отличный памятник замечательному персонажу, радует что у нас помнят наследие великого советского писателя.
Сама идея малых скульптурных форм очень хороша, однако, исполнение, видимо. оставляет желать много лучшего. Ну, и вандализм жителей. если и не удивляет, но разочаровывает: что это за город такой, где делают интересное дело и сами же его разрушают.
Отношение соотечественников, к скульптурам малых форм, в разных городах страны, примерно одинаково.Мы не можем жить, что бы где то не на пакостить.Не мочись в подьзде, не плюй в лифте, не бросай мусор мимо урны, езди по правилам, уступай место в автобусе, не давай и не бери взяток, не напивайся вдрызг,уважай свою историю и культуру- и ты сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе