Подружили конкурентов. Самару и Тольятти объединяют в агломерацию

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: ИТАР-ТАСС

Муниципалитеты Самарской области подписали соглашение о создании одной из крупнейших в России агломерации. Основными ядрами объединения выступят давние города-конкуренты: Самара и Тольятти.

Правительство Самарской области совместно с главами 8 городских округов и 9 муниципальных районов региона подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации.

Целью соглашения является начало формирования так называемой зоны опережающего экономического роста Самарской области. В рамках этого проекта все органы местного самоуправления муниципальных образований области будут сотрудничать и эффективно использовать потенциал региональной агломерации. По площади Самарско-Тольяттинская агломерация должна стать одной из крупнейших в России. 

Справка SmartNews

Агломерация — скопление населенных пунктов одного региона, которые функционируют в одной сложной системе. В России около 37 агломераций — официальный учет подобных объединений в стране не ведут. Самые крупные агломерации Московская и Санкт-Петербургская. 

Самара и Тольятти станут основными ядрами объединения как два крупнейших города губернии. Вокруг них в рамках агломерации будут сосредоточены другие центры: 8 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области. Среди городов: Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань, Чапаевск, Жигулевск, Кинель, Отрадный, Октябрьск.

В этих центрах проживает наибольшее количество населения региона — порядка 2,7 млн человек. Кроме того, здесь сосредоточено до 90% промышленной и сельскохозяйственной продукции. В Самаре и Тольятти уже работает ряд научно-технических, образовательных и инвестиционных комплексов. По словам властей, агломерация должна повысить качество жизни населения и конкурентоспособность экономики.

Развитие крупных городских агломераций сдерживается несовершенством федерального законодательства в данной сфере. В настоящее время агломерации не имеют правового статуса. В связи с этим считаем целесообразным ввести понятие агломерации в правовое поле, прежде всего в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Самара. Фото: Global Look Press

Пока агломерация практически не развита. Между Тольятти Самарой активно действует только автомобильное сообщение — трасса М5. Проложена и железная дорога, но этот транспорт почти не используется ввиду неудобства и большим временем в пути. Одним из первых проектов по агломерации будет строительство скоростной железной дороги между городами. Завершить проект планируют к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Создание агломерации — очень тяжелый и сложный процесс. Неудивительно, что разговоры об этом длятся еще с 90-х годов. Причина того, что Тольятти и Самара до сих пор не были объединены, кроется в принципиальном различии городов. Нет особой проблемы соединить города скоростным транспортом, построить дополнительные развязки, запустить водное сообщение. Хотя эта инфраструктура крайне важна при агломерации. Сложилось так, что менталитет жителей городов разнится. У нас разная экономическая система, разные социальные проблемы, уровень жизни населения и, что важно, разная культура.

Самарско-Тольяттинская агломерация — это голубая мечта региональных властей еще со времен губернатора Константина Титова. До сих пор никаких подвижек в развитии ее не наблюдалось. Хотя самая основная задача объединения — наладить трудовую миграцию между городами для эффективной работы областных производств. С помощью агломерации, возможно, отпадет социальная напряженность при сокращениях на крупных заводах, например АвтоВАЗе, потому что люди будут уверены, что им будет удобно добираться до другой работы или жить в другом районе области.

Эксперты также полагают, что развитие агломерации в области тормозится не только политическими и юридическими причинами. Немаловажно и то, что Тольятти и Самара находятся в постоянно негласной конкуренции.

На сегодняшний день ни в Самаре, ни в Тольятти не наблюдается ни активной иммиграции, ни прироста населения. Города растут довольно медленно, поэтому, чтобы соединить их, потребуются десятки лет. Пока же на расстоянии между городами 80 километров просто нечего строить — эту территорию некому будет населять. Другое дело, если ее активно использоваться под рекреацию, совместно извлекать прибыль и отдыхать самим.

Самарцы к созданию агломерации относятся неоднозначно. 

Не вижу в агломерации никакого смысла. Такое ощущение, что прикрываясь этим проектом, леса между Тольятти Самарой будут безжалостно застраиваться коттеджными поселками и разными производствами. Достаточно будет наладить быстрое сообщение между городами. Это будет удобно и хорошо для всех.

События, происходящие в Самаре, на жизнь населения в Тольятти никак не отражаются, и наоборот. Это совершенно разные люди. И я бы не сказала, что отношения между городами такие уж крепкие, — ездят много, но не настолько, чтобы их объединять.

По всем жизненным законам, все идет к укрупнению — это неизбежно. Агломерация даст большой толчок к развитию региона. Не удивлюсь, если он станет по важности третим после Москвы и Петербурга. Тем более появится больше туристических мест, в область пойдут крупные инвесторы, а неиспользуемые ныне площади будут застраиваться жильем или другой инфраструктурой.

Видео

Стратегия развития агломерации Самара-Тольятти 

Видео: TVGuberniya/YouTube

Автор

Евгений Трошин

Над статьей работала

Татьяна Леонова

2 комментария к материалу.

Рафаєль В. Макаров 20 февраля 2014, 20:51

А кому пришла в голову мудрая идея соединить "ежа и ужа", расположенных так далеко друг от друга? Может агломерацию оставить "на потом"? А когда такое объединение действительно станет возможным, тогда и возвращаться к вопросу.

Виктор Сергеев 10 марта 2014, 11:28

Не проще ли объединить Самару и Новокуйбышевск? Да и количество людей работающих/учащихся в Самаре из Новокуйбышевска не сравнено больше чем из Тольятти. Голубая мечта, что рынок труда Самары поглотит сокращенных в Тольятти- МИФ.

Добавить комментарий

Новое на сайте